Размер шрифта: а а а
Цвет сайта: ц ц ц
Изображения: Выкл. Вкл.

Коронавирус: официальная информация

Все новости Скачать фотографию
Культура

Пермская галерея представит из запасников экспонаты, посвященные образам России рубежа ХIХ-ХХ веков

23 Декабря 2020
Поделиться

С 25 декабря в Пермской художественной галерее начнет работу выставка «Образы России в искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков». Экспозиция объединяет произведения искусства разных видов и жанров общей темой и раскрывает тенденции развития русского искусства на стыке веков.

Некоторые экспонаты  известны зрителям, а некоторые они увидят впервые. Например, из фондов «выйдут в свет» «Лед прошёл» Абрама Архипова, «Канун» Владимира Плотникова, «Ранняя весна» Леонарда Туржанского», «Старик-сеятель» Александра Моравова, «Петр I в Полтавской битве» Юрия Репина, икона «Спас Нерукотворный» Николая Рериха, скульптура «Лев Толстой» Наума Аронсона и др. Кроме того, в экспозиции представлена картина “В селе на Дону” Николая Дубовского из частной коллекции, а также две картины из Музея русского импрессионизма (Москва): «За вышиванием» Николая Тархова, «В солнечный день. Кострома» Петра Петровичева. 

Всего на выставке будет представлено около 200 работ всех видов и жанров искусства: живопись, графика, лубок, икона, плакаты, драгоценные металлы, фарфор, скульптура, первые издания книг о русском искусстве и архитектуре, художественные журналы и сатирические периодические издания рубежа XIX-XX веков. Среди авторов работ - многие известнейшие мастера того времени: Илья Репин и его сын Юрий Репин, Михаил Клодт, Наталья Гончарова, Игорь Грабарь, Алексей Денисов-Уральский, Константин Коровин, Валентин Серов, Исаак Левитан, Николай Рерих и другие. 

Выставка в Пермской галерее раскрывает ведущие тенденции искусства рубежа XIX-XX веков: переживание национальной истории как личной, анализ социальной жизни различных слоев русского общества, новые формы в искусстве (авангард) как своеобразная художественная «революция».

Как отмечают специалисты, интерес к нашей стране особенно ярко проявился в культуре и искусстве 1870-1920-х годов, отразившись в произведениях на историческую тему, в картинах народной жизни и пейзаже, в открытии художниками особенностей древнерусской архитектуры. Свой вклад внесли и портретные образы «человека духовного», героя нового времени – общественного деятеля, и новые визуальные образы Урала и русского Севера, созданные авторами в путешествиях по стране. Общественную мысль не оставлял вопрос развития России, ее идентичности, национального самоопределения. 

Справка:

На рубеже XIX-XX веков с особой остротой проявляется чувство прошлого, возникающее в ландшафте культурной памяти – личной и исторической. Интерес к национальным особенностям выразился в романтическом направлении, или «неорусском стиле», причем во всех видах искусства и архитектуре. Даже меню царских обедов в то время сопровождается изображением русской старины, а модные журналы пропагандируют элементы именно народной одежды. При императорском дворе носят наряды «под старину», а названия журналов и сборников тех лет говорят о национальной приверженности: «Русские сокровища», «Русская старина», «Старые русские города – рассадники искусства». Открываются музеи отечественной истории, русского искусства, публикуются издания о русском искусстве и архитектуре. Таким образом, культурные события того времени подтверждают общий настрой на национальную идею. О «наступлении русской темы» вовне свидетельствуют художественные события за рубежом: выставка произведений русских художников в парижском «Осеннем салоне» (1906), «Исторические русские концерты» в Париже с участием Глазунова, Рахманинова, Бородина, Глинки, Чайковского и других (1907), «Русские сезоны» с участием Павловой и Нижинского, с декорациями Бенуа и Бакста.

 

Читайте также