Размер шрифта: а а а
Цвет сайта: ц ц ц
Изображения: Выкл. Вкл.
Все стенограммы

Стенограмма отчета губернатора о работе Правительства за 2018 год

19 Апреля 2019
Поделиться

Стенограмма выступления
губернатора Пермского края на Пленарном заседании Законодательного собрания Пермского края

г.Пермь                                                                            18 апреля 2019г 

Уважаемый Валерий Александрович!
Уважаемые депутаты, коллеги, жители Пермского края! 

Уже третий год мы с вами реализуем новую программу развития региона. Сегодня представлю, что удалось сделать, что пока не удалось, и какие задачи ставим на ближайшее время. 

Большинство из этих задач связаны с национальными проектами, старт которым дал Президент страны. Для края это – новые возможности, которыми надо пользоваться. 

Во-первых, сконцентрирован серьезный финансовый ресурс. Только в этом году край получил из федерального бюджета 10 млрд рублей, в том числе 7,5 млрд мы получили дополнительно в рамках реализации нацпроектов.

Во-вторых, нацпроекты требуют результатов в короткие сроки, что называется здесь и сейчас. И поэтому именно сейчас идет ускорение всех процедур: бюджетного планирования, финансирования, закупок. На федеральном уровне идет процесс изменения законов. И мы в этом активно в этом участвуем. 

Буквально вчера Председателем Правительства страны озвучен ряд изменений в 44 ФЗ, там во многом учтены мнения регионов, и в том числе и наши. 

Мы тоже ускорились: уже заключено 27 соглашений  с федеральными органами власти по межбюджетным трансфертам именно в рамках нацпроектов. Буквально за 2 месяца краевым Правительством разработаны и приняты в развитие нацпроектов 28 нормативных актов – порядков и распределений средств по муниципалитетам, 98% всех средств уже доведены до территорий. Заключены соответствующие соглашения.

Но мы должны работать еще быстрее – это касается и территорий, и краевых органов власти. Оперативнее готовить конкурсную документацию, объявлять закупки, начинать ремонты и стройки, ремонты – деньги есть. Нужно как можно быстрее трансформировать выделенные средства в конкретные результаты.

Тем более, что у нас есть свои преимущества при реализации нацпроектов: многие задачи мы начали решать чуть раньше. У нас есть наработки, есть программы, есть перечни объектов, есть проектная документация. Более того, у нас выстроено конструктивное взаимодействие по поводу реализации этих программ между краевыми органами власти, муниципалитетами, депутатами, бизнесом, общественниками. И, главное, конечно, с самими жителями.

Начну с вопросов экономического развития. Президент поставил перед регионами амбициозные задачи: увеличить инвестиции, развить новые производства, легализовать малый бизнес, создать новые рабочие места и повысить заработные платы.

Мы провели анализ региональной экономики и знаем: все эти задачи – достижимы.

Наш промышленный сектор, основа экономики, продолжает развиваться – за последние 2 года промышленное производство увеличилось более чем на 6%. Сегодня в крае реализуется 37 крупных - только крупных - инвестпроектов на 1,5 трлн рублей. Будет создано более 10 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест.

Здесь много директоров промышленных предприятий. Коллеги, жду от вас активной реализации всех тех проектов, которые мы с Вами задумали.

Эти проекты, эти инициативы и инвестиции стали возможными благодаря серьезному усилению господдержки: механизмам специнвестконтрактов, компенсации процентов по кредитам, расходов на ниокры, компенсации поставок пилотных партий на экспорт. Это все те формы поддержки, которые существуют на региональном и федеральном уровне.

Мы активно взаимодействуем с РЖД по вопросам вывоза продукции. На сегодняшний момент – это одно из основных ограничений для промышленных предприятий. Активно участвуем в федеральной программе по увеличению экспорта. Кстати, сейчас меняются федеральные правила поддержки – призываю наши предприятия активнее на них заявляться, там существенно расширен инструментарий, которым могут предприятия пользоваться. А мы поможем в проведении этих заявок.

Результат – за последние 2 года экспорт увеличился на 30%. А у нас основа экспорта тот самый несырьевой экспорт.

У пермского малого бизнеса своя особенность: он более сбалансированный – активно развита не только сфера торговли и услуг, но и производства, строительства, ИТ-сектор. Поэтому важно, что все наши инструменты поддержки были нацелены именно на гармоничное развитие малого бизнеса. Наш региональный Фонд развития промышленности признан лучшим в стране. И подтверждение этому – более 2 десятков займов, которые охватывают мерами поддержки очень разные предприятия: крупные и средние. В основном там, конечно, средние предприятия: машиностроения, переработки вторичного сырья, легкой промышленности, фармации.

Но помимо инвестиций, нужны и рынки сбыта.  За счет развития кооперационных связей с крупными корпорациями – с Газпромом, Сибуром, Лукойлом, РЖД, Ростехом, Транснефтью, Россетями - за эти 2 года смогли увеличить объём отгрузки пермской продукции в 2 раза – довели до 30 млрд. Весомая часть здесь – продукция малого и среднего бизнеса. А в целом по данным федеральной Корпорации МСП, объем заказов, который получен пермским малым бизнесом от крупных корпораций и от государства в рамках госзаказа, увеличился за последние годы в 4,5 раза.

Благодаря нацпроекту и мерам поддержки МСП, объем кредитования инвестпроектов малого бизнеса в целом по стране должен достигнуть триллиона рублей. Это значит, что минимум 15 млрд инвестпроекты пермского бизнеса.

На понимание, в прошлом году при весьма напряженной совместной работе предпринимателей, банков, инфраструктуры поддержки, в целом объем кредитования именно инвестиционных проектов составил чуть менее 5 млрд. То есть это значит, мы должны в этом году в 3 раза нарастить объем инвестиций в этот сектор за счет кредитных ресурсов. Обращаюсь к бизнесу – несите все свои инвестиционные проекты, все задумки, которые у вас есть. Банки – федеральное руководство банков, у нас как правило филиалы федеральных банков, настроены на эту работы максимально. Задачи поставлены и на уровне Председателя Правительства и на уровне Президента страны. Соответственно, задачи представителей банков на местах – максимально консультировать бизнес, помогать ему формировать эти проекты. И такие задачи на местах поставлены. Представители краевых организаций по поддержке малого бизнеса, в этом году ваша основная задача - найти проекты на эти 15 млрд рублей. Поддержать и провести. Более того, надо готовиться к тому, что в будущем году объемы кредитования еще вырастут.

Не могу не отметить успехи нашего агропромышленного комплекса. В прошлом году сельское хозяйство показало лучшие за последние 7 лет результаты – производство продукции выросло на 5,6%. Такой рост только хорошей погодой уже не объяснить. Причина – та политика поддержки сельского хозяйства, которую мы с вами в последние годы реализуем – с предсказуемыми и стабильными условиями и для текущей работы, и для инвестиционных проектов.

В прошлом году был успешно реализован в сфере АПК 21 инвестпроект, в том числе 8 крупных. В этом году – в стадии реализации еще 35 проектов. Объемы производства продукции растут, нужно дальше способствовать развитию рынков сбыта. Дальше продвигать продукцию в другие регионы. Повышать привлекательность формата сельхозярмарок. Рассчитываю, что муниципалитеты, особенно города будут активнее формировать площадки для проведения таких ярмарок. А задача Минсельхоза – организовать на них торговлю. В том числе жду от Минсельхоза в этом году запуска интернет-ресурса по продвижению и продаже пермской продукции. 

Еще одна важная отрасль – лесопромышленный комплекс. Регион на сегодня заготавливает 12 млн кубометров древесины в год, но 40% леса уезжает из края без добавленной стоимости от переработки. Иными словами, из края вывозится «кругляк». А еще 7 млн кубометров мы недозаготавливаем.

Конечно, сейчас реализуются крупные инвестпроекты, направленные на увеличение переработки. Есть крупный проект «Кама Картон», который возобновило ПЦБК в этом году, заканчивается реализация проекта «УралБумага», «Свеза Уральский», «Красный октябрь». Но этого явно недостаточно – максимальный объем переработки древесины по этим весьма крупным проектам составит около 1,5 млн кубометров. То есть мы пониманием, какой потенциал у нас еще есть. Поэтому Минпромторгу и Минприроды следует активнее искать новых инвесторов в лесопереработке, не забывая при этом малый и средний бизнес. 

Отдельный предмет анализа – рынок труда. Мы подсчитали: в ближайшие 6 лет на рынок труда в крае может выйти до 130 тысяч выпускников. А в связи с достижением предельного возраста выйдут на пенсию 70 тысяч человек. Еще 10 тысяч человек могут быть высвобождены из отраслей в связи с модернизацией и ростом производительности труда. При этом прогнозируемая потребность в кадрах, если все проекты мы реализуем, которые есть в крае, и по малому бизнесу и по ИТ, и 10 тысяч рабочих мест по тем проектам, которые я назвал, то мы создадим потребность в кадрах на 40 тысяч. Иными словами, у нас с вами еще 30 тысяч рабочих мест должны быть созданы, если мы не хотим, чтобы эта молодежь и выпускники уехали из края. Вот та задача, которая стоит не только перед экономическим блоком Правительства, перед всем Правительством, перед муниципалитетами, коллеги, перед всеми нами в конечном итоге.

Поэтому крайне важно постоянно вести поиск новых проектов, новых идей, новых бизнесов, которые создают новые рабочие места. В первую очередь, конечно, мы здесь видим ИТ-сектор. По нашим оценкам в ближайшие годы ту программу развития, которую мы приняли, и то что мы видим по развитию цифровой экономики, должно быть создано 8 тысяч новых рабочих мест.

За счет развития малых предприятий в инновационных производствах, в производстве композитов, медицинских товаров, приборостроении, средств автоматизации планируется создать еще около 6 тысяч мест. В сфере гостеприимства – порядка 5 тысяч.

Почему такое внимание уделяем малому бизнесу и именно этим направлениям? Создание 1 рабочего места в ИТ-сфере требует инвестиций в чуть более 1 млн рублей, в торговле – 3,6 млн, в АПК почти 5 млн рублей. В промышленном производстве одно рабочее место требует более 10 млн инвестиций, а на самых наших крупнейших проектах стоимость создания рабочего места доходит до 100 млн рублей.

Именно поэтому создание новых рабочих мест - это, в первую очередь, вопросы развития малого бизнеса и в том числе его легализации.  

И еще – нужно повышать экономическую и территориальную мобильность людей. Экономическую –значит активнее переобучать новым специальностям. По прошлому году мы в рамках программы производительности труда переобучили 4,6 тысяч человек, мы были первые в РФ по объемам обучения и по сути на нас пилотировали всю программу. И в этом году мы снижать темпы по переобучению не будем.

Территориальная мобильность: важно, чтобы молодежь активнее пользовалась механизмами целевого набора и программами поддержки.  При этом нам нужно строить общежития при наших образовательных учреждениях, в первую очередь СПО, но и по ВУЗам нам тоже нужно движение. Надо развивать социальную инфраструктуру в территориях, чтобы молодежь туда активнее ехала.

Конечно, нужно активно использовать новые механизмы при расселении аварийного жилья. Это либо социальная выплата, когда люди могут выбирать место жительства в любой точке края. Такой механизм в крае используется, и мы рассчитываем, что и те поправки в Жилищный кодекс, которые сейчас пойдут в Государственной думе, тоже эта мера будет внесена как мера, используемая всеми регионами при расселении аварийного жилья. Либо предоставлять жилье в муниципалитетах, в рамках расселения аварийного жилья, где у нас идет активное развитие. Зачастую реальнее и целесообразнее человека переселить к работе, чем «тянуть» бизнес туда, где он не видит перспектив.

Под новые экономические перспективы идет донастройка и системы высшего образования. Минобрнауки России меняет контрольные цифры приема и структуру заказа на подготовку кадров. При этом, это серьезный вызов для многих пермских вузов.

Под новые экономические перспективы идет донастройка и системы высшего образования. Минобрнауки России меняет контрольные цифры приема и структуру заказа на подготовку кадров. При этом, это серьезный вызов для многих пермских вузов.

К сожалению, при этом не все вузы имеют и проявляют достаточные амбиции. Мы теряем конкурентоспособность, и более того, складывается впечатление, что некоторые вузы уже с этим смирились. Давайте честно скажем то, о чем мы говорим за закрытыми дверями: нам срочно нужно перезагружать высшее образование в регионе. Такими темпами мы полностью потеряем всю конкурентоспособность.

И сейчас такой шанс появился. Нам удалось добиться, нас поддержал Президент РФ, Пермский край стал площадкой для Научно-образовательного центра мирового уровня. Мы одни из 3 регионов, вы это прекрасно знаете. Нашим конкурентным преимуществом при принятии этого решения стало плотное взаимодействие и интеграция науки, образования и промышленных предприятий. При этом основным ядром как раз выступили именно научные организации, именно пермский научный центр. Ну и, конечно, плотная связка с вузами и с предприятиями. Поэтому хочу поблагодарить представителей всех крупных компаний - уже 16 крупных компаний входят в этот проект, и 37 малых компаний, которые уже участвуют в создании НОЦа. Спасибо за поддержку и инициативу. И надеюсь, что дальше мы ее вместе реализуем.

Но очевидно, что без мощной высшей школы – НОЦ, что называется, не полетит. Поэтому жду от ректоров новой динамики, новых программ по повышению конкурентоспособности. Давайте, коллеги, хотя бы попытайтесь поучаствовать в программе ТОП-100, а мы вам поможем.

В этой сфере важный проект, который мы реализуем: IT-университет. Где в сетевом режиме уже мы запустили переобучение молодежи и сотрудников предприятий, чтобы они смогли быть конкурентоспособными в цифровом мире. Среди образовательных направлений: Интернет вещей, информационная безопасность, big data, блокчейн, работа с базами данных и многие другие направления. Сейчас соответствующие модули один за другим запускаются. И первые группы пошли обучаться. При этом само обучение строится с привлечением на базе наших вузов, с привлечением их специалистов и специалистов из других регионов.

Модернизация касается и среднего профессионального образования. И здесь мы движемся. Помимо стартовавшей программы развития инфраструктуры, строительства и капитального ремонта общежитий и корпусов, нам при формировании бюджета надо будет внимательно посмотреть и направить дополнительные средства на текущие ремонты и благоустройство прилегающих территорий. У нас сейчас материальная база СПО существенно отстает даже от школ.

Сейчас на базе колледжей и техникумов создаем 21 центр компетенций по стандартам «Вордлскилс». Оснащаем современным оборудованием, расходными материалами, чтобы ребята обучались новым специальностям. В качестве примеров назову: мехатроника, аддитивные технологии, ИТ и программные решения для бизнеса, графический дизайн, сельскохозяйственные биотехнологии, сити-фермерство и многие другие направления. Это мировые стандарты, которые мы внедряем в наше образование. 

Основой для профессионального образования – были, есть и остаются наши школы.

Мы развиваем материально-техническую базу. Реализуем большую программу строительства садиков и школ. Из года в год мы увеличиваем цифры по программе строительства объектов, приводим в порядок спортивную инфраструктуру школ, оснащаем их компьютерами.

В этом году у нас стартовал следующий этап модернизации нашего среднего образования. Это внедрение программы электронной школы. Это не только новые журналы, дневники и сервисы для родителей. Это в первую очередь новые образовательные возможности для учителей и детей с точки зрения контента. Это реальная возможность для всех нас повысить качество образования – вне зависимости от места проживания ребенка.

Сейчас идет апробация московских наработок, а мы именно их взяли за основу. Москва нам передала все свои разработки в этой сфере, в 25 школах края. Внедрение электронной школы - надо быть к этому готовым -  потребует дооснащения материальной базы и большого переобучения учителей. И со следующего года нам предстоит тиражирование проекта по всему краю. Тоже при формировании бюджета мы с вами, уважаемые коллеги, должны внимательно посмотреть эту потребность.

О спорте. Согласно показателю нацпроекта к 2024 году каждый 2й житель края должен систематически заниматься спортом. Это на понимание, на полмиллиона человек больше, чем те, кто занимается сейчас. За 2018 год нам удалось, по данным статистики, привлечь в спорт почти 70 тысяч человек. И если дети и подростки охвачены занятиями физкультурой и спортом более чем на 70%, то население старше 20 лет – чуть более 20% - почти 21%. Поэтому, не сбавляя внимания к детям, нам нужно активнее вовлекать людей старшего возраста.

Открываем для всех школьные и дворовые площадки. Там не все так просто, но тем не менее процессы идут. На них пришли заниматься пришли почти 19 тысяч человек. Провели инвентаризацию всех спортивных объектов в регионе и практически в 2 раза мы с вами увеличили финансирование на приведение их в порядок. Впервые завели в эту программу спортзалы техникумов и колледжей. Соответственно их, а также школьные спортзалы в крупных школах, мы должны закончить ремонтировать к 2021 году. У нас все, что касается закрытых площадок, спортзалов должно быть приведено в порядок. Параллельно с этим мы с вами в открытые стадионы вкладываем деньги и приводим в порядок.

Продолжаем строить крупные спортивные объекты в территориях. Прошла реконструкция стадиона в Кизеле, готовится в ближайшие 2 месяца открытие ФОКа в Верещагино, буквально на днях вводим ледовую арену в Губахе, в следующем месяце планируем ввести новую ледовую арену в Березниках. По каждой территории либо в последние годы введено, либо запланировано строительство, либо ледовых арен, либо ФОКов, либо других достаточно серьезных объектов.

Следующий этап - жду от профильного министерства программу по строительству и реконструкции крупных объектов краевого уровня для обсуждения на ближайший Совет по спорту. И туда все наши действующие, многие из которых требуют реконструкции, и новые объекты надо внести.

Заработала на полную мощность Академия игровых видов спорта, где для детей появилась возможность заниматься у лучших тренеров по хоккею, футболу, волейболу. Сейчас здесь тренируются более 700 детей. Это те новые места для профессионального занятия спортом, которые создали. В перспективе построим интернат, в котором хотим прийти к модели, когда школьное образование и спорт будут совмещены. Такой опыт в крае, и в Перми есть.

За последний год у нас прошло достаточно много мероприятий высокого уровня. У нас прошел отборочный матч на Чемпионат мира по баскетболу, отборочные матчи Чемпионата мира по гандболу, Чемпионат мира по греко-римской борьбе среди ветеранов, этап Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина «Синяя птица», очень хорошо прошла «Золотая шайба», прошло первенство России среди юниоров по фигурному катанию. Вы знаете, что мы поддерживаем все инициативы по проведению здесь крупных спортивных мероприятий. Мы это умеем делать. И это не наша оценка, это оценка тех организаторов федерального уровня, кто здесь участвует. И дальше будем поддерживать. Поэтому спортивные федерации, коллеги, жду от вас активности. Все эти события интересны молодежи и работают на привлечение людей в край.

В рамках нацпроекта по культуре край уже получил поддержку: на оснащение инструментами школ искусств, колледжей, на создание 2 мобильных библиотек, на оборудование для трансляций концертов в Краснокамске, Добрянке и Чермозе. 

Большая работа идет по модернизации местных домов культуры: в этом году отремонтируем фасады, сцены, зрительные залы, обновим материально-техническую базу более 60 домов культуры.

Ключевой историей на ближайшие годы станет новая система кинопоказов в местных, как правило сельских домах культуры.  Минкульт приобретает оборудование для проката фильмов в почти 100 домах культуры, чтобы они становились полноценными центрами культуры. И мы здесь систему кинопоказов, там, где она за последние два десятилетия стала недоступной, будем возрождать.

В Год Театра особое внимание нашим театрам – краевым и муниципальным. Завершили реконструкцию сцены в Театре-Театре, в этом году – ремонт ТЮЗа. Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал включение новой сцены Оперного театра в Федеральную адресную программу, должны закончить проектирование в этом году. И я попросил Дмитрия Анатольевича помочь нам с включением в ФАИП уже с 2020 года, пока у нас не будет еще формально проектной документации, что правилами не предусмотрено. Но резолюция о поддержке этой темы есть, поэтому теперь задача коллег из Минстроя отработать с федеральными органами власти и окончательно реализовать это решение.

Фестивали осваивают новые пространства. В городе – это Завод Шпагина и ДК Солдатова. Одно из мероприятий Дягилевского фестиваля пройдет за пределами Перми – в Оханске. В целом всю нашу фестивальную тематику, на которую точно есть спрос со стороны жителей края, будем дальше продолжать.

Буквально через месяц в Перми пройдет Всероссийская студенческая весна. Есть договоренность о проведении в 2021 году в крае, в Перми Дельфийских игр. Даже не знаю, как правильно назвать, это не соревнования, а скорее конкурс среди талантливых молодых исполнителей.

Все это ведет к росту туристической привлекательности.

При этом нам нужно позаботиться о том, чтобы инфраструктура и сервис соответствовали ожиданиям гостей. Как это, к примеру, делаем в Хохловке. Новый гостевой дом, удобные подъезды, дорога, навигация, большая реставрация, которая запланирована и которой музей не видел более 20 лет. Ну и самое, казалось бы, простое оказалось самым сложным, появились теплые туалеты. По аналогии начинаем готовить мастер-план развития Усолья.

Важно, чтобы сами жители не сидели дома и путешествовали по краю. В прошлом году 500 жителей старшего поколения в качестве экспертов посетили специально разработанные туристические маршруты Белогорья, Хохловка, Кунгур, Суксун, Усолья, Чердыни. Теперь мы их предлагаем для всех туристов. А в этом году как минимум 2000 людей старшего возраста смогут путешествовать по краю. 

Теперь – о старшем поколении.

Создаем условия для здорового образа жизни. По данным Министерства социального развития, порядка 30 тысяч человек занимаются на школьных, и дворовых площадках, вместе с тренерами. К 2024 году нам необходимо увеличить это число еще в 2 раза. То есть Минсоц с Минспортом должны активнее этим заниматься.

Но забота о здоровье – это еще и своевременная профилактика. В этом году диспансеризацию должен пройти каждый 5-й житель старше трудоспособного возраста, а к 2024 году – профосмотрами ежегодно должны быть охвачены не менее 70% людей этого возраста. Жду от муниципалитетов широкого информирования населения и организации этой работы, все-таки здесь очень много от глав зависит, коллеги, к вам обращаюсь. А от поликлинического звена – создания условий для диспансеризации.

Заработала служба социальных участковых. Они обошли всех пенсионеров старше 80 лет, это почти 88 тысяч человек. В результате выявили почти 1,5 тысячи пожилых людей, которым остро нужна либо медицинская, либо социальная помощь. К кому-то прикрепили надомного социального работника, кого-то устроили в геронтологические центры, многим оказана медицинская помощь в больницах. 

Повышенное внимание - тем, кому постоянно необходим постоянный профессиональный уход. Для этого мы с вами принимали решение и увеличивали в прошлом году расходы на соцобслуживания и, соответственно, дополнительно ввели 260 ставок персонала в геронтологических центрах, приобрели более 700 единиц оборудования. К концу этого года будет достроен новый Геронтологический центр в Орджоникидзевском районе города Перми.

Здравоохранение. Часто слышу, читаю в инстаграме, на встречах – жители жалуются, что нужно ждать приема врача по 2 недели. Да еще и не всегда запишешься.

У нас, действительно, федеральной программой здравоохранения предусмотрено, что 14 дней – предельный срок ожидания: и для участковых, и для узких специалистов. Но если по участковым мы существенно повысили доступность - и речи ни о 14 днях, ни даже о неделе в большинстве случаев не идет. Там существенно лучше доступность. То по узким специалистам у нас – требование и по 14 дням, по предельным, во многих случаях не всегда выполняется.

Более того, чем больше терапевты принимают, тем больше идет нагрузка на узких специалистов, тем больше к ним направляют и направляют на анализы.

Что будем делать?

Первое. Системно мы понимаем, без подготовки кадров нам эту проблему не решить. Проект «Краевая ординатура». Знаем: кого, сколько, для каких территорий и больниц нужно готовить – и делаем это, используя целевой прием. 

Второе – правильное распределение потоков, то что мы сделали для участковых врачей.Экстренных возьмут на себя кабинеты неотложной помощи, плановые – идут только через участковых. Разумеется, люди с хроническими заболеваниями должны записываться к специалисту, который их наблюдает, – напрямую. Этого сейчас, к сожалению, в приказах Минздрава нет. И я жду внесения изменений в соответствующие регулятивные документы.

Третье, и, наверное, самое главное. У главных врачей на сегодняшний момент есть все необходимые ресурсы, финансовые в первую очередь, для привлечения узких специалистов. Деньги в поликлиниках, в первичном звене точно есть. Поэтому привлечение новых узких специалистов – это один из показателей, по которому буду оценивать работу главных врачей.

Вопросы по доступности есть всегда. И многие люди говорят о том, что те цифры, которые мы называем, и то, с чем они сталкиваются, зачастую входят в противоречие. Мы знаем, что у нас система очень быстро адаптируется к тем правилам, которые мы объявляем. Мы сказали, что будем мерять по информационной системе, и у нас сразу в поликлиниках оставляют 1-2 «бирочки» на ближайшие 1-2 дня и отчитываются – доступность есть. Хотя в реальности ее нет. Поэтому что мы сделаем: мы всю информацию о внутренней системе мониторинга, которой мы пользуемся и на основе которой я называю те или иные цифры, сделаем доступной на сайте «Управляем вместе». И каждый житель края может соотнести то, с чем он столкнулся, с тем, что рапортуют у нас больницы, и написать свое мнение, публично сделать жалобу на сайте «Управляем вместе». 

И именно главные врачи, а не губернатор, а не министр здравоохранения, обязаны будут также публично ответить, что на самом деле происходит и, соответственно, когда ситуация будет исправлена. Такую возможность запустим до конца мая. Сначала пилот по пермским поликлиникам, а затем во всех территориях.

Тот факт, что у нас такая возможность доступна, – следствие информатизации нашего здравоохранения.

Коллеги, мы очень много усилий и ресурсов за последние 2 года на эти цели направили. У нас создана вся инфраструктура: закуплены компьютеры, проведен интернет, создан центр обработки данных. Сейчас задача – это отказ от бумаги. Одновременно с этим очень важная задача - защита медицинской информации. По сути, у каждого жителя края своя электронная медицинская карта. И становится не все равно, кто и как имеет доступ к такой информации.

В 140 поликлиниках отремонтированы регистратуры и зоны ожидания. В этом году завершаем оставшиеся 16 объектов и идем в кабинеты врачей – там тоже нужно создавать комфортные условия. 

Но – не дело, когда в отремонтированную поликлинику приходится попадать, перепрыгивая через лужи и ямы. Поэтому за 3 года необходимо благоустроить прилегающие территории всех поликлиник – и внутренние дворы, и пешеходные дорожки. Это совместная задача главных врачей, потому что часть территории – это часть территории больницы, а подходы, как правило, муниципальные. Поэтому здесь по каждой поликлинике, по каждому объекту здравоохранения должен быть разработан план и надо его реализовать. И начать надо уже в этом году, не откладывая. Кстати, деньги мы с вами, коллеги, выделяли, и у нас они с вами в бюджете заложены на это.

Два новых приоритета, которые поставлены нацпроектами – кардиология и онкология. У нас это 2 основные причины смертности.

По кардиологии создаем трехуровневую систему наблюдения: пациентов с невысокой степенью риска будем направлять под наблюдение к терапевтам, с высокой – к кардиологам в создаваемые межтерриториальные центры. Они должны быть созданы у нас за лето. Весь план определен, с главными врачами на территориях консультации проведены. На 3-й уровень направляются пациенты для проведения операций и наблюдения, это очень важно, после них.

У нас очень сильная кардиохирургия в крае. Край это развивал последние 20 лет. Мы занимаем 2 место в Приволжском округе по количеству высокотехнологичных операций по удельному числу. Первое место – по проведенным ангиогра́фиям.

Но после операций нужно постоянно принимать лекарства, иначе существует высокий риск осложнений и повторных операций. Чтобы это предотвратить, с июня начнем обеспечивать всех пациентов, которые перенесли вмешательство на сердце, бесплатными лекарствами. Вне зависимости от того, относятся к льготным категориям или нет. Любой человек, который подвергся вмешательству на сердце, в этой связи получит бесплатные лекарства. Конечно, при условии, что он будет регулярно ходить и наблюдаться к кардиологу.

У нас в кардиологии – основная проблемы – несоблюдение стандартов лечения по разным причинам. У нас только по каждому 10 жителю края соблюдается предписанный стандарт лечения. Остальные – либо где-то врачей не хватает, это тоже распространенная проблема, но и люди сами, зачастую, начинают лечиться, потом бросают. Чуть лучше стало и все.

Меры, которые мы принимаем, должны существенно повысить показатель по выполнению стандарта лечения и, следовательно, снизить смертность. Это наша цель.

В онкологии задача чуть сложнее. Здесь задача не только лечить выявленных, это само собой, но и задача как можно больше выявлять заболевания на ранних стадиях. Нам нужно в массовом порядке, что называется, всех людей провести через систему выявления Это – задача 1 уровня, поликлинического звена. Для этого мы открываем кабинеты раннего выявления. 127 кабинетов уже открыто, до конца 2019 года во всех территориях еще 90 будет сделано. При наличии первых подозрений – направляют в первичные онкокабинеты, где прием ведут уже врачи-онкологи, если необходимо в режиме «зеленой улицы» записывают и к узким специалистам.

Выявили – дальше направляем для подтверждения или опровержения диагноза, а также для лечения на 2й уровень – к онкологам в межтерриториальные центры, их у нас 8. И они уже заработали с апреля этого года. А краевые центры – 3-й уровень – подключаются в самых сложных случаях. При этом надо сказать, что у нас ключевое учреждение – краевой онкодиспансер мы увеличили время работы диагностических служб, все оборудование теперь работает в 2 смены. Это позволило более чем на треть увеличить число проводимых исследований. При этом мы сократили очередь на лечение радиологическими методами.  Если в прошлом году 2 месяца люди ждали, то сейчас мы сократили до 3 недель. Хотя и это тоже недопустимо много. Дальше будем сокращать очередь. Думаю, что окончательно закроем этот вопрос к августу, когда будут введены новые радиологические установки, которые сейчас монтируются.

Будем развивать ПЭТ-диагностику. Это очень сложные и дорогие исследования, но жителям края будут доступны по полису ОМС. Монтирование этой установки тоже сейчас идет.

Вместе с вами, уважаемые депутаты, мы сформировали большую программу развития объектов здравоохранения. Проекты крупные, не всегда у нас ведомствам удается выдерживать темпы. Но ситуация рабочая, будем контролировать и заявленные планы соблюдать.

Нацпроекты – это возможность решить годами накопленные проблемы и в сфере жилищной политики и ЖКХ.

На расселение аварийного жилья Пермскому краю предусмотрено почти 19 млрд до 2024 года. Мы третьи по величине финансирования этой программы среди всех регионов страны.

Этого должно хватить, чтобы ликвидировать весь аварийный жилой фонд, признанный таковым до 1 января 2017 года – а это полумиллиона кв м. А с учетом того, что мы заранее приняли решение и тоже предусмотрели деньги на эту программу, мы сделаем существенно больше. Думаю, что существенно зайдем в аварийных фонд который был признан таковым в 2018 году и сейчас признается аварийным.

Треть этого объема должны расселить уже в ближайшие 3 года. Минстрой на этой неделе довел или доводит информацию. И задача муниципалитетов сейчас — начинать готовить заявки, и до 1 июня заявки на ближайшие 3 года с конкретным перечнем домов муниципалитетами должны быть подготовлены, обсуждены на территориях. И дальше в июне мы все их рассмотрим на краевом уровне. Для того, чтобы 2020 – 2021 год быть готовыми к программам. Пока, кстати, деньги только на 2019 год до нас доведены. Чем лучше мы покажем освоение. Думаю, что не все регионы окажутся в равной степени готовыми. Останутся какие-то ресурсы. Если мы с вами будем своевременно и быстро все делать, думаю, что сможем этот график мы с вами сможем выполнить быстрее.

В прошлом году в крае выросли темпы работ по капремонту: отремонтировано более 400 домов – это почти столько же, сколько было сделано за последние 3 года. В этом году переходим к комплексным ремонтам. Тоже не без проблем, мы много над этим работаем. Много вопросов решили, но далеко не все.

Верным было решение запустить работу по комплексному обследованию домов из программы по капремонту – мы выявили серьезные объемы проблемных объектов. На сегодняшний момент мы промониторили 2 тысячи, а всего нам нужно промониторить 9 тысяч. Треть из них – с высокой степенью износа. При этом 5% с явными признаками аварийности. Иными словами, их нужно исключать из программы капремонта, выходить на муниципальные комиссии и включать в программу расселения аварийного жилья на будущее.

Оставшиеся 25% – дома предаварийные. Мы их с вами вынесли в отдельную программу и перераспределили на нее деньги с «аварийки». В связи с тем, что нам пришли федеральные ресурсы, мы с вами на эту программу тоже деньги направили.

Оставшиеся 70% там выявлены конкретные предложения по капитальному ремонту, будем дальше продолжать.

Кроме этого, важное решение - повысили предельные стоимости работ по капремонту – рассчитываем, что так сможем решить проблему несостоявшихся аукционов. Вы знаете, что в ряде случаев подрядчики просто не приходили на аукционы, потому что работы были для них убыточны. За счет этого, я думаю, мы нарастим темпы капремонта в крае, для нас это сложная и чувствительная задача.

Примером программы, где мы совершили рывок, и он виден – это наша программа по газификации территории. По итогам 2 лет газопроводов построили в 2 раза больше, чем тем же периодом ранее. В 3 раза больше подключили домов. Работа идет по всем направлениям: увеличили финансирование из краевого бюджета, в том числе, не так давно 1,5 млрд на 3 года выделили. Свою поддержку нарастил и Газпром.

Сняли административные барьеры по строительству газопроводов. Для социально-незащищенных категорий населения – компенсируем затраты на подключение к газу.

Сейчас ставим для себя планку – подключать к газу не менее 7-8 тысяч домов в год. То есть мы с вами с 1,5-3 тысяч в 2016 году вышли на 8 тысяч подключений к газу в прошлом году и нам нужно эту планку держать.

По мере развития программы при этом растет запрос населения на газификацию. Поэтому при дальнейшем формировании программы строительства будем выбирать те проекты, которые предполагают наибольшее подключение домов в расчете на рубль инвестиций из бюджета. Мы с вами этот критерий обсудили и его взяли за основу.

Важный шаг – запускаем масштабную программу по модернизации системы теплоснабжения: 3 года, 1,5 млрд рублей, 13 территорий, где живут 400.000 человек.

По сути, наша задача – модернизировать самые неэффективные объекты. Те, которые сейчас у нас генерят долги по газу, это у нас МУПы, муниципальные предприятия. И многие, к сожалению, генерят долги и по заработной плате. Главы, обращаю внимание, что этот вопрос – ваша консолидированная ответственность, надо закрыть в самые ближайшие даже не месяцы, а недели.

Обеспечить надежность и качество теплоснабжения и в конечном итоге сдержать рост тарифов для населения.

По воде – серьезное финансирование получаем в рамках нацпроекта «Чистая вода» - 2 млрд рублей на 6 лет! Здесь, правда, отбор проектов еще впереди. Критерии Минприроды РФ должны утвердить, мы ждем этого приказа, но в перечень точно должен попасть Краснокамск. По воде – это одна из самых болевых точек, равно как у нас есть проблемы в Кизеле, Гремячинске. Мы все наши территории знаем, муниципалитеты готовьте заявки.

Твердые коммунальные отходы – не без сложностей, но прошли первый этап становления работы регоператора.

В 3 раза увеличили количество мест вывоза мусора. 150 тысяч тонн ТКО за 1 квартал вывезено. К сожалению, не могу сказать, какой это прирост к прошлому году, потому что до этого система учета отходов, которые были вывезены, не существовало.

Платеж, который установили, – на треть ниже, коллеги, обращаю ваше внимание. Мы проанализировали все регионы ПФО, у нас платеж ниже, чем в среднем по округу. При этом остается масса вопросов: система начислений, система сбора платежей, графики вывоза. Конечно, главный вопрос, на который обращают внимание жители, это содержание и обустройство контейнерных площадок. Уважаемые главы, как правило, все эти площадки находятся на ваших муниципальных землях и содержать их – прямая обязанность ваших служб. Поэтому совместно с министерством ЖКХ необходимо усилить контроль за этим.

Более того, в рамках проекта «Комфортная городская среда» мы дали возможность, и настоятельно обращаем ваше внимание на необходимость обустройства этих контейнерных площадок уже в этом периоде. 

Теперь о самой «Комфортной городской среде». В этом году федеральное финансирование существенно увеличилось. В 2 раза больше, чем в 2017 году в рамках нацпроекта выделено денег. И поэтому мы смогли высвободить краевые деньги и дополнительно направить почти 300 млн из краевого бюджета на дополнительные виды работ в этом направлении. Помимо упомянутого уже обустройства контейнерных площадок, можно и нужно активнее заниматься освещением, и не только дворов, но и межквартальных проездов, улично-дорожной сети и обустройством остановочных пунктов, в связи с тем, что многие из вас ведут изменения подходов к транспортной схеме и транспортного обслуживания населения. Да и край тоже будет менять схему транспортного обслуживания, но об этом чуть позже скажу. Обустройство остановочных пунктов – тоже очень важный момент.

Про дороги много говорить не буду. Не сбавляем темпы ремонта и реконструкции, набранные с 2017 года, – и по деньгам, и по объемам. Там, где территориям сложно содержать крупные  муниципальные трассы, продолжим переводить их в статус краевых. Краевые продолжаем передавать на федеральный уровень.

Активно занимаемся сохранностью дорог, весогабаритным контролем – контракт на обустройство еще 10 пунктов заключен, подрядчик есть, поэтому есть уверенность, что в этом году Минтранс с задачей справится.

Все объекты – буквально на виду, на сайте «Управляем вместе». В ближайшие 3 года из крупных и важнейших объектов введем около 20 крупных и важных объектов. В этом году – это обходы Куеды и Чусового, 2-я очередь Восточного обхода, межквартальная сеть в м-не Любимов в Березниках, 7 км 2-го этапа Частые-Бабка.

По концессионному проекту строительства моста через Чусовую вышли из экспертизы по мостовой части. По мосту через Чусовую большие вложения предусматриваются и будет удорожание. Я обратился к Дмитрию Анатольевичу Медведеву, он уже дал поручение рассмотреть вопрос по увеличении финансирования всей концессии, в связи с необходимостью реконструкции этого моста

Развиваем дорожную сеть и в муниципалитетах и, конечно, в Перми. Из ближайших объектов то, что реализуется в городе при поддержке краевого бюджета: Героев Хасана, Революции, ремонт дорог в районе будущего зоопарка и всех подъездов, в ближайшие недели объявим конкурс на 1-й этап ул. Строителей. Заканчивается экспертиза смет. На этой неделе обещают ее выдать, в ближайшие буквально дни будем объявлять конкурс. Конечно внимательно и предметно проектируем новый дорожный каркас не только края, но и города – ул Строителей, соединение Карпинского и Крисанова, вся улично-дорожная сеть в районе рынка. ТР 53 (Старцева – пр Октября – Целинная). Все это мы делаем, все находится в реальном проектировании, и думаю, со следующего года эти объекты пойдут уже в реальную работу.

Активно работаем по федеральным дорогам: добиваемся строительства Пермь-Екатеринбург. Деньги выделены, но пока недостаточные. Встречался на прошлой неделе в Росавтодоре. Обещают 46-57 км в полном объеме деньгами насытить, строительство дальше пойдет. Важный момент — во время визита Председателя Правительства получил поддержку, и понимание, и поручение по подъезду к Краснокамску — дороги М 7, там 7 км и развязка на объездную дорогу Краснокамска в районе кладбища. Сложный объект который нужен для края, тоже рассчитываю, что включим в ФАИП со следующего года.

Продолжает меняться общественный транспорт. Хорошо себя зарекомендовала Ласточка, запущенная в ноябре прошлого года. уже перевезено более почти 150 тысяч человек, рост пассажиропотока по данному направлению — на четверть. Минтранс сейчас разрабатывает предложения по максимальной загрузке подвижного состава, в том числе по маршрутам, и по удлинению до Кишерти. Поэтому выйдем с соответствующим предложением в Законодательное собрание в ближайшее время и по увеличению субсидирования. Коллеги, деньги вложили, надо теперь по максимуму загружать.

Изменения должны произойти в автобусном сообщении и между территориями. Минтранс на сегодня практически подготовил новую схему маршрутов. В ближайшее время должны состояться общественные слушания во всех территориях края, прошу глав и депутатов от территорий взять этот вопрос на контроль и эти обсуждения совместно с Минтрансом провести. И в этом плане эта схема дополнит те схемы в муниципалитетах, которые есть, в частности, ту схему, которая сейчас обсуждается в Перми. Мы должны с вами создать новый каркас для обслуживания транспортом всего населения края. У нас не должно быть ни наслоения, ни конкуренции. Мы создаем в крае единую систему транспортного обслуживания наших жителей.

Занимаемся цифровизацией транспорта. У нас выстраивается интеллектуальная система, которая должна объединить все пассажирские перевозки, все маршруты. Должна в целом анализировать все движение транспорта, и грузового в том числе. И уже с сентября на сайте «Управляем вместе» по Перми можно будет отслеживать своевременность вывоза мусора и соблюдение схем движения общественного транспорта. Сентябрь – это то, что берем с запасом, постараемся как можно раньше эти сервисы открывать.

Теперь вопросы безопасности. Продолжает снижаться уровень преступности. За последние 2 года в рейтинге регионов с самой высокой преступностью мы с вами снизились на 3 позиции: были 11, сейчас 14.

На 12% по сравнению с 2016 года уменьшилось количество зарегистрированных преступлений. Это хорошая динамика.

Более эффективно стали работать правоохранительные органы, хотя проблем достаточно, и никто не говорит о том, что все сделано. Но, тем не менее, динамика есть. Растет и финансирование программ по обеспечению безопасности со стороны края. Мы ни раз заявляли, что это наша совместная работа в обеспечении безопасности вместе с правоохранительными органами.

Если в 2017 году было 33 млн направлено на поддержку полиции, то в 2019 – почти 200 млн. Край делает все, чтобы создать нормальные условия работы полиции.

Автомобили для участковых, компьютеры, металлодетекторы, оборудование для экспертиз. На новой площадке начал работать РЭО ГИБДД, осенью начнет работать Краевой миграционный центр. Город Пермь передает здание для полиции в Орджоникидзевском районе. Край взял на себя создание новых РОВД в Усолье с м/р Любимов, Чердыни, Кудымкаре. Совместно с МВД России рассматриваем варианты площадки, точнее определились с базовым, для строительства нового здания для краевого УВД по Пермскому краю. То есть будет абсолютно новый объект. МВД, в свою очередь, взяло на себя задачи по недостроям. В крае достаточно много недостроев, коллеги обещают их достроить.

Запускаем в крае и новый большой проект, который должны ощутить все жители края. Мы должны модернизировать до 2022 года все помещения участковых пунктов полиции, а их у нас 320. Они должны быть отремонтированы, приведены в порядок и оснащены в едином стиле. На 2019 год около 100 помещений планируется, но муниципалитеты, обращаю ваше внимание, что анализ показал – не все вы виды работ предусматриваете. Совместно с Министерством территориальной безопасности еще раз вернитесь к этому вопросу.

Остаются болевые точки в этой сфере – в первую очередь наркомания и преступность среди подростков. Видим первые результаты создания системы профилактики раннего выявления неблагополучных детей. Стали не только лучше выявлять ребят из группы риска, но и работать, с благополучными семьями, которые с виду благополучные, а в реальности достаточно много проблем. Работаем с ними индивидуально. И с ними, и с родителями, в том числе на базе межмуниципальных центров, которые ведут наиболее сложных подростков, с наиболее сложными вопросами.

Как результат фиксируем снижение подростковой преступности на 15%. Я, конечно, далек от мысли, что все эти снижения на 15% — результат работы нашей системы, она только разворачивается. Но в любом случае, наши совместные усилия, социальных служб, правоохранительных органов, очевидно, дают результаты.

Важная тема — выявление скрытой наркомании среди подростков. Только за 1 квартал повысили выявляемость: в 1 квартале на 11% выявлено подростков больше, которые либо наркотические средства, либо психоактивные вещества применяют. Это тоже итог работы нашей системы ранней профилактики. Считаю, что основа раннего выявления – педагоги в школах. Вся система должна строиться ровно на этом. Классные руководители и социальные педагоги должны в первую очередь внимательно понимать, что происходит в их коллективах, и не скрывать проблемные ситуации, не заметать «под ковер», что называется, все эти сложные вопросы. Инструментарий для этого создан, они знают к кому обратиться, им помогут в плане работы с трудными подростками.

Важный момент — выстроить работу 7 межрайонных центров по наркологической помощи. С тем, чтобы у нас по каждому подозрению людей с территорий в Пермь не гонять. Это тоже важно, задача перед Минздравом стоит.

В территориальном развитии один из основных вопросов – укрупнение управления. 8 территорий у нас уже объединились. В этом году с инициативой выступили еще 13 муниципальных районов.

Мы с вами коллеги все эти процессы поддерживаем, потому что это консолидация ответственности власти, ресурсов, компетенций. Вот что значат эти процессы.

Это также возможность решить застаревшие вопросы, появляется возможность к ним вернуться. Появляются ресурсы. Для мы с вами финансово стимулируем программы развития объединенных территорий – ввели механизм рубль на рубль и ему следуем.

При этом за последние 2 года объем субсидий муниципалитетам увеличился более чем на половину. Точнее меньше чем с 5 до 9 млрд рублей. При этом основная доля помощи была направлена на те расходы, которые принято называть «бюджетом развития». Прежде всего, это инвестиции в дороги и социальные объекты, капремонты школ, детских садов, устройство спортивных площадок, благоустройство городов и сел.

В конечном итоге эффективным муниципалитетам без раздутой бюрократии, без двух уровней системы управления с передачей ответственности и денег туда-сюда, власти, реально ответственной перед людьми, мы с вами можем и должны передавать все больше ресурсов. И мы это делаем не на словах, а на деле.

Помимо системных решений продолжаем точечно помогать территориям. Ремонт системы водопровода в Краснокамске, котельная в Горнозаводске. Капремонт ДК в Гремячинске, благоустройство парков в Полазне и Кудымкаре, центральной площади - в Чернушке. Ремонт котельных в Орде, Частые, проблемы людей, обманутых при переселении в Кизеле, и многие другие вопросы мы с вами за эти 2 года, где-то решили, где-то находимся в стадии решения.

В любом случае, мы с вамм не закрываемся от этих вопросов и их решаем.

Важный вопрос переселение поселков. Заканчиваем пилотный проект в Усть-Косе, принято решение по Шахтам. Там, где это обоснованно, и понимаем, что других вариантов развития нет, и других вариантов выручить людей из той ситуации, в которую они попали, нет, будем и дальше финансировать такие программы.

Надо сказать, что территории и сами активно решают свои проблемы. Мы дали для этого инструментарий. Я имею в виду ставшие хорошим тоном для многих регионов те проекты, которые родились в Пермском крае, это самообложение и инициативное бюджетирование. Важно чтобы мы дальше хороший темп гражданской активности при реализации этих проектов поддерживали.

Не могу не остановиться на одном важном решении, которое недавно принято – о присвоении статуса ТОСЭР Нытве. Ранее такой статус получил Чусовой, и это дало толчок для развития города. На сегодняшний момент там 10 резидентов. Часть проектов уже что называется вошли в работу. Часть еще на инвестиционной стадию. Но в целом, Чусовой у нас занимает 4 место по числу привлеченных резидентов среди всех 65 ТОСЭР РФ. Это говорит о том, что в крае есть технологии, и мы можем с ним работать. Сейчас этот хороший опыт необходимо распространить и на Нытву, благо спрос там у местных предпринимателей есть.

Коллеги, как вы видите система управления краем настроена на работу. Понятны задачи, настроено финансирование. Появились структуры, мы многое усилили, появились команды, есть взаимодействие, есть реальные результаты. При всем при этом, поток обращений и жалоб от людей – вырос, причем вырос кратно. Вижу это и по своему инстаграму, и по порталу «Управляем вместе», и по реальным встречам с людьми. С одной стороны, это говорит о результативности работы: когда люди видят, что идут реальные изменения, и хотят, чтобы реальные изменения коснулись, в том числе, именно их. И чем больше мы будем делать, тем больше будет запрос на нашу работу. Поэтому надо вполне нормально относиться. Это хорошо. С другой стороны, это тревожный фактор, который отражает реальную картину на местах. Люди, которые ответственны за конкретные направления работы – сотрудники организаций и учреждений, главные врачи, руководители управляющих компаний, местных социальных служб нередко закрывают глаза и отворачиваются от повседневных проблем граждан, либо показывают пальцем наверх. За все отвечает глава территории, либо министр, а лучше сразу на губернатора отсылать со всеми вопросами. Конечно, это не правильно!  При этом ещё и растут требования по обратной связи. Мало того, что все пальцем наверх тыкают, делают это безобразно долго и в безобразной форме.

Если по федеральному законодательству у нас на официальное обращение срок ответа 30 дней, на портале «Управляем вместе» мы его до 8 сократили, то работа в социальных сетях предполагает, что ответ должен быть дан в течении 24 часов, а в реальности еще быстрее. Это требует перестройки всей системы работы с людьми. И для этого каждый чиновник должен понимать свою зону ответственности. Каждая проблема должна иметь фамилию, и эта фамилия не губернатора, подчеркну, не министра, не руководителя территории, а того, кто отвечает за этот участок работы.

И люди должны иметь полномочия для того, чтобы решать эти вопросы.

Поэтому эта та задача, которая перед нами стоит и решения которой я жду от всех – эту систему, которая должна быть выстроена в каждом ведомстве. Я недаром много говорил про главных врачей сегодня. Но так же много можно говорить и про сферу ЖКХ, и про другие вопросы.

Практика показывает – там, где у нас выстроена система коммуникаций, вопросы решаются. Например, по ремонту дорог. В целом выстроили систему коммуникации по вывозу мусора, не смотря на то, что был поток жалоб, но жалобы отрабатываются, вижу есть реакция и реакция оперативная.

Но явно задержались, например, с качеством обратной связи по замечаниям по уборке снега, по последствиям гололеда в этом году. Тоже самое и в коммуникации с бизнесом. По рекламе нашли общий язык и смогли все вопросы с бизнесом урегулировать. Реформа у нас идет нормально, ожидаем объявления конкурсов. То в сфере НТО явно коммуникацию провалили, не отладили. И надо сейчас этим вопросом уже заниматься в авральном режиме.

Коллеги, мы с вами вместе должны с депутатами, в первую очередь, помочь чиновникам на местах отладить эту коммуникацию. Потому что если мы с вами хотим роста доверия к власти и движения вперед, а это без доверия невозможно, эта коммуникация должна работать как часы. И мы должны соответствовать ожиданиям людей и их запросам. Причем запросы зачастую, нужно помочь людям и сформулировать. Потому что не все понимают особенности наших программ и непростого законодательства.

Только постоянная коммуникация.

В завершение, конечно, хотел бы поздравить Законодательное Собрание Пермского края с 25-летием. Уже четверть века краевой парламент – это эффективная площадка для обсуждения самых острых вопросов и выработки взвешенных решений. И я вот лично взаимодействую с Законодательным Собранием с 2002 года, в общем, как только пришел еще начальником отдела в Главном управлении экономики, попал там на какие-то комитеты, и, конечно, оценил, как работает Законодательное Собрание. Причем всегда Законодательное Собрание работает, ну, в некотором смысле, дополняет то, что не хватает исполнительной власти.

В какие-то моменты, когда исполнительная власть «засыпает» и становится малоактивной, Законодательное Собрание выступает локомотивом, не дает «засыпать», да, тормошит, задает неудобные вопросы с одной простой целью — привлечь внимание исполнительной власти к реальным вопросам, да. С  другой стороны, иногда исполнительная власть у нас улетает в облака, это другой момент, значит, и тогда законодательная власть приземляет на землю, к реальным вопросам, к реальным проектам. И за эти годы вот, мне кажется, такой законодательный орган сформировался именно как институт, который при любой конфигурации, при разных губернаторах, при разных чиновниках, при разных главах неизменно поддерживает курс на развитие края. И это, действительно, основа, это мощная парламентская традиция, которая у нас есть, это действительно сформировавшийся важнейший институт, который консолидирует интересы очень разных групп и сил. В конечном итоге в интересах жителей края, в интересах его развития. Поэтому, коллеги, в заключении хочу поблагодарить всех, все фракции и всех депутатов всех созывов за эту эффективную работу.