Размер шрифта: а а а
Цвет сайта: ц ц ц
Изображения: Выкл. Вкл.
Все стенограммы

Стенограмма доклада губернатора Пермского края о проекте бюджета Пермского края на 2019 год и плановый период до 2021 года

18 Октября 2018
Поделиться
Уважаемый Валерий Александрович!

Уважаемые депутаты, коллеги!

Сегодня я представляю проект бюджета Пермского края на 2019 год и плановый период до 2021 года.

И прежде чем перейду к основным параметрам и приоритетам бюджета, несколько слов о тех факторах, которые были учтены при его составлении.

Первое, с чего мы традиционно начинаем – это макроэкономическая ситуация. В целом она стабильна. У нас наблюдается позитивная динамика ключевых экономических показателей. Снижается инфляция.
Наш промышленный сектор продолжает развиваться. Индекс промпроизводства – стабильно положительный. В прошлом году он у нас превысил 4,4%, в этом году ожидаем чуть более 2%. Причем не исключаю, что оценка еще изменится в позитивную сторону. В ряде отраслей видим существенный рост. И понимаем: тот задел, который создан за последние годы, реализация ряда крупных проектов, он позволит промышленности развиваться и дальше.

Это подтверждается и косвенными показателями: в том числе растут объемы железнодорожных перевозок, растут объемы потребления электрической энергии. На четверть увеличивается ввод недвижимости промышленного назначения. Иными словами, вводятся новые корпуса на наших заводах и фабриках.

Растет реальная заработная плата. Увереннее себя чувствует и малый бизнес. Это мы видим по показателям оборота малого бизнеса, по тому объему налоговых поступлений, которые по соответствующим налоговым режимам поступают в бюджет.

Отдельно отмечу инвестиционную активность в крае.

На протяжении последних 4-х лет объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах вырос на 30%. То есть мы в сопоставимой оценке на треть увеличили объем инвестиций. Это очень большой показатель. И к концу текущего года объем инвестиций составит более 260 млрд руб.

Несмотря на эту общую положительную динамику, мы понимаем, что в ближайшие год-полтора уровень инвестиций в реальном выражении может несколько снизиться. К этому надо быть готовыми. Это – закономерная инвестиционная пауза, когда ряд крупнейших инвестиционных проектов уже реализовались. Инвестиционный цикл завершен. А новые – еще только набирают обороты.

За последние 2 года завершился инвестиционный пик таких проектов, какстроительство рудника и обогатительной фабрики Еврохима в Березниках, запуск новой технологии производства на Сода-хлорате. Введен 4 энергоблок на Пермской ГРЭС, многое сделано на предприятиях Лукойла, прошла модернизация производства на Чайковском текстиле и т.д. Можно перечислять очень много, средних особенно предприятий, которые ввели новые мощности и запустили новые производства.

При этом крупные проекты также разворачиваются. На Метафраксе, в частности, в Сибуре, строятся новые корпуса на Протоне, идут инвестиции в предприятия двигателестроительного комплекса. В ближайшее время нам предстоит несколько таких значимых событий, вы знаете. Реализуются новые проекты на ПНОСе. По итогам сложных переговоров, из того что удалось сделать за последние месяцы, это возобновилось строительство на Краснокамском ЦБК. Где в связи с ситуацией с банком, у нас проект приостановился, но сейчас инвестиции возобновлены.

Инвестиционная активность не ограничивается только крупными предприятиями промышленного блока. В ближайшие 3 года в сельском хозяйстве планируется реализация более 100 инвестпроектов общим объемом 6 млрд руб. Это тоже для нас крайне важно.

Плюс: наши крупные инфраструктурные проекты, в первую очередь в транспортной сфере, которые уже подтвержденны финансированием: это реконструкция железной дороги Пермь-Соликамск, то что уже в инвестиционных программах РЖД, проектирование и строительство северного железнодорожного обхода Перми. Что также в инвестиционных программах идет проектирование, в следующем году начнутся подготовительные работы.

Важно продолжить привлечение инвестиций в сферу торговли. У нас урегулированы все предварительные вопросы и идет проектирование крупных торгово-развлекательных комплексов. Один из них мы рассчитываем будет с гостиницей на территории бывшей шоколадной фабрики в центре города Перми и на территории бывшего ипподрома. Занимаемся также поиском инвесторов для возведения гостиниц, прорабатываем тему строительства аквапарка. Это что касается экономических аспектов.

Следующий крупный блок вопросов - это темы, связанные с налогами и налоговым маневром, который мы с вами совершили в этом году. Этот налоговый маневр дает нам возможность переосмыслить подходы к инвестированию в экономику края, в первую очередь в инфраструктуру. Речь идет о принятом законе по поэтапной отмене льготы по налогу на прибыль организаций.

И здесь я бы хотел, пользуясь случаем, поблагодарить руководство крупнейших компаний, представленных в регионе. В первую очередь, Лукойла и Уралкалия, лично – Вагита Юсуфовича Алекперова и Дмитрия Аркадьевича Мазепина, за то, что они с пониманием отнеслись к этой ситуации, и к потребностям региона. И в новых условиях подтвердили, что все программы, все развитие этих компаний на территории региона продолжится.

В конечном итоге эта налоговая инициатива вместе с другими нашими инициативами (в первую очередь, с переходом на налогообложение имущества от кадастровой стоимости), позволит нарастить объемы инвестиций в структуре бюджета и в конечном итоге реализовать те долгожданные инфраструктурные проекты, которые давно обсуждались.

Я бы напрямую связал с принятыми решениями по налогам те возможности, которые появились и будут реализованы в виде строительства 2 новых медицинских стационаров в Перми, необходимость в которых давно назрела. Сейчас готовятся медико-технические задания по ним.

Готовы к проекту по развитию культурного кластера на месте завода им. Шпагина. Большой и интересный проект получается у нас. Очень важно, что за счет этих средств мы сможем поддержать и темпы дорожного строительства, на том уровне, на который мы вышли.

Несколько слов хочу сказать о межбюджетных отношениях. Вы знаете, какая это традиционно больная для многих регионов и для Пермского края тема. Насколько сложные были дискуссии в прошлом году. Наша активная работа с Правительством Российской Федерации, с Министерством финансов, отстаивание позиций края позволила сохранить те правила распределения дотаций, которые сложились в прошлом году. Удалось даже несколько увеличить объемы трансфертов по дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Соответственно, вопрос о существенном перераспределении денег от развитых регионов, который активно муссировался прошлый год, он пока заморожен. Хотя пока нельзя сказать, что мы его сняли с повестки дня.

Более того, Правительство Российской Федерации компенсирует значительную часть выпадающих доходов и по налогу на движимое имущество. Помните, насколько это было неприятное для нас решение федерального правительства, насколько оно было неожиданным, к сожалению. В результате нам удалось отбить потерь даже больше, если честно, чем мы рассчитывали. И часть средств придет уже в этом году в виде дотаций на выравнивание.

Плюс к этому мы ожидаем существенного финансирования и по ряду национальных проектов, которые разработаны в соответствии с Указом Президента. И я по отдельным направлениям еще остановлюсь.

В конечном итоге, все это говорит о том, что Пермский край обладает устойчивой финансовой базой, чтобы реализовывать те задачи, которые перед нами стоят.

И, конечно, первая такая задача – дальше сохранять социальную направленность бюджета. Традиционно социальная направленность расходов, выполнение всех обязательств, обещаний перед жителями края – это первое с чего начинается формирование бюджета. И мы не просто сохраняем социальные расходы, мы увеличиваем: вводим новые программы, индексируем действующие.

Из важных решений:

Впервые за последние годы вернулись к практике увеличения норматива финансирования социальной сферы, цена вопроса – более восьмисот млн. рублей.При этом мы понимаем, что вместе с этим увеличением у нас существуют и достаточно существенные ресурсы внутри системы. Это и экономия за счет совершенствования системы госзакупок, отказ от избыточного административно-управленческого персонала. И оптимизация имущественных комплексов, потому что в ряде случаев у нас пришли в негодное состояние здания, где мы оказываем социальные услуги, и наши больницы, ФАПы. Надо строить новые, отказываясь от действующих. И это, как правило, сопровождается снижением текущих расходов.

Заложили также увеличение платежа за неработающее население в Фонд медицинского страхования. Это дает ресурсы для дополнительного финансирования наших медицинских организаций. Цена вопроса 800 млн рублей.

И важный момент – продолжаем индексацию мер социальной поддержки на ту оценку инфляции текущего года, которая на сегодня складывается.

При этом, решая социальную задачу, бюджет в целом решает также и задачи развития региона. За 3 года нам с вами удалось увеличить бюджет развития в 2,5 раза. Если в 2016 году расходы на строительство капитальный и текущий ремонты, закупку оборудования составляли 9 млрд рублей, то к 2019 году – будут составлять уже 25 млрд рублей. Причем, в этом году мы тоже планку в 20 млрд рублей существенно перешагнем по оценкам. Но там внутри сидит большой объем средств на переселение людей в Березниках – 2,5 млрд рублей. В следующем году 25 млрд рублей, но там эти расходы составляют 600 млн рублей. То есть мы понимаем, насколько мы действительно наращиваем объем инвестиций по всем направлениям. И мы также понимаем, что еще будут переходящие остатки, которые мы добавим к этой сумме, еще будут разовые решения, которые мы, как правило, с вами обсуждаем и принимаем уже в процессе.

При этом в бюджете важна преемственность и стабильность. В следующую трехлетку мы продолжим работать по всем ключевым направлениям, которые начали. Будем реализовывать все программы, которые обсуждали. Поэтому в своем выступлении не буду детально рассказывать про каждую строчку бюджета.Посмотрим на него через призму тех задач, которые стоят перед краем.

Первое, с чего мы традиционно начинаем любое обсуждение структуры расхода. Это расходы на здравоохранение. Потому что это – самая большая строчка в нашем совокупном бюджете, если учитывать бюджет ОМС. И это самый большой прирост расходов в структуре бюджета. С 2016 года мы в 1,4 раза увеличили финансирование здравоохранения из всех источников. Без малого в 1,5 раза на самом деле.

За это время мы добились изменений в поликлиническом звене. В целом у нас погашены долги медицинских учреждений, улучшена доступность участковых врачей, в этом году практически полностью закончим модернизацию зон регистратур и ожидания. Приведем наши поликлиники во многом к новому виду, который достоит жителей края.

Теперь задача – повысить качество работы врачей, качество медицинской помощи. Чтобы не было формальных профосмотров. Чтобы использовались новые возможности, которые появляются в больницах и ФАПах с новым оборудованием, с приходом интернета. Чтобы выполнялись регламенты. Это самое сложное, чего нам предстоит добиться: выполнение тех регламентов, которые уже прописаны. Если мы декларируем задачу – подтвердить или опровергнуть диагноз в онкологии за 14 дней, значит это должно выполняться. Причем должно выполняться не только в Ленинском районе г. Перми, но и в каждой территории – и в Кочево, и в Кудымкаре, и в Александровске. Во всех без исключения территориях!

С точки зрения основных направлений в сфере здравоохранения, нашими приоритетами будет снижение смертностей от болезней сердца и онкологии. Вы знаете, что существенное увеличение финансирования в следующем году у нас идет и основное направление – это именно онкология. В 1,8 раз планируется направить больше средств, чем в году текущем.

Существенно также увеличивается финансирование стационаров и по другим направлениям. Но здесь главное, что я ожидаю от системы здравоохранения, требую – увидеть связь тех денег, которые мы выделяем с конечным снижением смертности. Пока те предложения, которые обсуждаются, они носят затратный характер. Давайте сюда вложим, давайте здесь оборудование. Все хорошо. Как это все приведет к снижению причин смертности, которые у нас есть. Это большая работа, которая требует осознания и которую сейчас наше министерство здравоохранения ведет.

Важный вопрос – подготовка и привлечение кадров. В этом году в отрасль приходит свыше 100 молодых врачей, что в общем не плохо. Из них более половины трудоустроены в первичное звено. В следующем году – ожидаем уже 200 молодых специалистов, которые придут в наши лечебные учреждения.

Бываю в территориях, общаюсь с жителями. С одной стороны, жители видят улучшения в отрасли и признают, что ситуация меняется, но требования, они конечно, существенны со стороны людей и пока превышают то, что на сегодняшний день даем. И далеко не все проблемы можно решить, просто давая деньги, просто увеличивая финансирование. Потому что в конечном итоге мы создаем условия и в конечном итоге развитие здравоохранения – это задача не только губернатора, депутатов, министра здравоохранения. Здесь ожидаю встречного движения и заинтересованности от всего медицинского персонала, и прежде всего –от главных врачей и главных специалистов по соответствующим направлениям. Можно сколько угодно запускать программы, вкачивать в эту систему финансы, но если не будет эффективного управления, кропотливой работы по выстраиванию всех процессов внутри здравоохранения. Если у нас не будет мотивирован персонал на самом низовом уровне, те к кому люди приходят, у нас толку не будет.

Недавно был в онкоцентре. Из 5 радиологических аппаратов работает 2 и еще один работает наполовину. Причины – два изначально были неправильно смонтированы. То есть проблема эта уже несколько лет существует. Года 3 назад их смонтировали. За это время никто не удосужился просто взять и переделать. Один аппарат сломался –ждем запчастей из самой Чехии. Это говорит о том, что не правильно выстроены процессы, неправильно была выстроена конкурсная документация на обслуживание этих аппаратов. В результате – у нас очереди, а ведь онкология – это то место, где надо действовать наперегонки со временем.

Но еще раз подчеркну, все, что система здравоохранения может получить от бюджета – она на сегодняшний момент получает в полном объеме. Поэтому мы вправе требовать от коллег полной отдачи и конечных результатов. Но и вместе с ними, конечно, над этим работать.

Образование. За 3 года на четверть увеличили финансирование отрасли. Понимаем, что со следующего года у нас – это увеличение норматива. Но также у нас идет постоянный рост контингента, постоянное увеличение числа детишек, которые идут в садики и школы. Это дает дополнительный ресурс в условиях нормативно-подушевого финансирования для этой системы.

В современном мире вопросы социализации, воспитания, оздоровления в школах также важны, как и знания, которые дети получают. Мы очень детально говорили об этом в мае на послании, когда рассказывал о новой системы психологической помощи и разработке информационной системы профилактики. Все эти работы идут. И в проекте бюджета средства на эти цели полностью предусмотрены.

Что касается здоровья школьников, то с этого года заработали сразу несколько программ, которые мотивируют педагогический состав привлекать учителей физкультуры, детей к спортивным занятиям и участию в соревнованиях. Эти проекты должны сделать школьную инфраструктуру доступной для всех желающих заниматься спортом, в том числе и для всех возрастов. Поэтому увеличиваем финансирование на ремонт и оснащение спортивных залов, на строительство межшкольных стадионов.

Кстати, в этом году сложно было добиться освоения этих средств. Не все главы муниципалитетов поняли, что это один из приоритетов. Мы три раза проводили отбор территорий, выбирали школы, для того чтобы вложить деньги в школьную инфраструктуру. Поэтому коллеги, прошу вас по вашим округам внимательно за этими процессами наблюдать.

Развиваем проект «Электронная школа», подключаем учреждения образования к интернету. Со следующего года это направление будет финансироваться также из федерального бюджета. Но мы уже определенный задел создали и будем дальше двигаться. Но сталкиваемся здесь с одним вопросом. Подключаем зачастую высокоскоростной интернет – 100 МБ. Через 3-4-5 месяцев директора школ переключают на скорость 1 МБ, 4 МБ. То есть высокоскоростной интернет им не нужен. Но тут нам нужно всем очень сильно подумать – почему они не используют курсы, которых очень много, платформы, которые создаются. Это значит, что мы с вами не дорабатываем в плане перехода к этой электронной школе, во внедрении этой системы. Это та задача, которую мы будем решать в ближайшее время.

Есть еще один момент, коллеги – это состояние нашей компьютерной базы в школах. Мягко говоря, давным давно не устраивает. Давайте мы при подготовке бюджета ко второму чтению еще раз вернемся к этому вопросу и посмотрим. Может быть найдем дополнительные средства на закупку компьютеров в школах, на ускоренное обновление. Потому что, наверное, без этого мы дальше не двинемся.

Следующий момент – усиленное внимание – к колледжам и техникумам. Во-первых, потому что наше среднее профессиональное образование востребовано – у нас самый высокий вступительный бал в колледжи и техникумы в Приволжском округе. Во-вторых, это важный канал привлечения активной и квалифицированной молодежи – семь из десяти студентов, которые приезжают учиться в техникумы и колледжи, потом остаются работать на территории края. Это – эффективный канал закрепления молодежи в крае.

Поэтому предлагаем существенно увеличить инвестиции в эту сферу. Приступаем сейчас к строительству учебного корпуса и общежития для авиационного техникума. Приступаем к строительству общежития для иногородних студентов в Перми. А дальше давайте эти стройки развернем и задумаемся – мне кажется, нам нужно будет посмотреть еще и территории и тоже построить общежития. Есть вопросы по Чернушке, которая активно развивается. Есть вопросы по другим территориям – по Чайковскому, по Березникам. Давайте вместе посмотрим, и там, где у нас колледжи и техникумы на российском уровне конкурентноспособны, укрепим их базу общежитиями.

Отдельный вопрос еще в этой сфере. Поручил создать центры компетенций по ключевым направлениям системы Ворлдскилс. В бюджете средства на укрепление материально-технической базы предусмотрены. Это тоже для колледжей, для того, чтобы новые технологии обучения, техника, и сами преподаватели, были доступны. Это тоже задаст принципиально иное качество среднего профессионального образования.

Пермский край должен стремиться к созданию научно-образовательного центра в высшем образовании. В рамках поддержки вузов и национального проекта «Наука», который в рамках реализации указа Президента разработан, в стране предусмотрено создание не менее 15 таких центров в регионах. Мы свою работу уже начали. Были встречи и с министром высшего образования РФ. Была получена высокая оценка Перми. Учитывая большой задел работы по пермскому научному центру, высокая оценка Перми, поэтому мы должны стать не просто одним из 15. Мы должным стать одним из первых регионов, где будет создан этот центр.

В 2 раза по сравнению с текущим годом увеличили финансирование по направлению молодежная политика. Помимо традиционного краевого молодежного форума, в следующем году в Перми пройдет целый ряд крупных событий. Главным образом – это Всероссийская студенческая весна – это крупное и значимое событие. А также Всероссийский робофест и краевые соревнования по киберспорту.

Но надо понимать, что работа с молодежью – это не только проведение таких фестивалей, это большая повседневная работа по всем направлениям, и работа вузов, и профессиональное образование, и создание новых рабочих мест, и фестивали, и благоустройство общественных пространств – все это в комплексе и создает ту реальную молодежную политику, которой мы занимаемся. Конечно, думая о молодежи и привлекая молодежь, мы должны реализовывать все ключевые проекты в крае. В том числе и проекты по развитию культурного потенциала.

В развитии культуры традиционно выделяется 3 ключевых направления.

Первое — крупные знаковые объекты и новый их облик: в этом году завершается реконструкция сцены Театра-Театра, на очереди – Театр юного зрителя. Среди новых проектов – это приведение в порядок музея Хохловки.

И один из самых масштабных и амбициозных проектов в крае, который сегодня в работе - создание культурного кластера на территории завода Шпагина и развитие прилегающих территорий. Вчера основные наброски проекта были презентованы. Я так понимаю, что общее впечатление – это серьезная хорошая работа, которую надо реализовывать. Уже начато проектирование здания Художественной галереи. С учетом обсуждения будем корректировать и развивать культурно-рекреационное пространство территории завода. Начинаются предпроектные работы по новой сцене Театра оперы и балета.

Второе направление – это яркие события, которые привлекают внимание всей страны и даже мира. Прежде всего, это наша гордость – Дягилевский фестиваль. А также другие мероприятия и фестивали, которые вышли за рамки региона: Флаэртиана, Небесная ярмарка, Тайны горы Крестовой и многие другие, которые мы объединяем под единым брендом «Пермский период. Новое время». Дальше будем развивать все эти события.

И третье не менее важное направление, чем все другие. Что называется, культура рядом – это поддержка муниципальных театров, домов культуры, небольшие фестивали и праздники в территориях. Все эти мероприятия обеспечены финансированием и в бюджете учтены.

Социальная политика. На социальную политику в 2019 году выделяется каждый 5-й рубль краевого бюджета.

Мы реализовали ряд новых инициатив вместе с вами:

Например, у нас успешно работает механизм компенсации людям затрат на подключение к газовым сетям.

Сам механизм работает, наверное, где-то не полный год, мы его осенью прошлого года запускали, но уже подключен газ и компенсированы расходы для 440 семей. Среди них: 150 семей с низкими доходами, почти 40 – многодетные, 44 семьи с детьми-инвалидами и более 200 пенсионеров. И еще заключены договора – более 350, и по ним дома будут также газифицированы. Мы понимаем, что по мере развития газификации этот механизм позволяет подключать и подключать пользователей. Учитывая, что в этом году мы ожидаем 7 000 пользователей новых, подключенных к газу, 10% это те, кто подключен благодаря этой форме социальной поддержки. Которая действительно позволяет людям существенно улучшить условия проживания.

В рамках перехода на цифровое вещание, а вы знаете что у нас с 11 января 2019 г. наступает в стране цифровое вещание, будем помогать приобретать необходимое оборудование. По оценкам, помощь может понадобиться 6,5 тысячам пенсионеров. Причем не только приобретение, но и установке. Социальные службы вместе с телекоммуникационными компаниями взяли на себя эту работу.

14 тысяч ветеранов стали получать счета за капремонт уже за вычетом компенсации взносов. Им теперь не нужно сначала платить, а потом ходить за компенсацией этих платежей. Напомню, что это тоже была наша с вами совместная работа, совместная инициатива, которую мы добились.

Отдельное внимание – благополучию семей с детьми. Прежде всего – многодетным, и с низкими доходами.

На 2019 год будет действовать новый механизм поддержки: на рождение 3 и последующего ребенка. В переговорах с министерством труда и соцзащиты Российской Федерации нам удалось в 3 раза увеличить долю федерального софинансирования. По нашим оценкам, свыше трех тысяч семисот семей смогут получить выплаты в размере чуть более 10 тысяч рублей.

Наша с вами задача на следующем этапе – чтобы соглашение, по которому идет финансирование из федерального бюджета, заключалось не на год, как вот сейчас нам предложено, относительно детей которые родятся в 2019 г. и выплат в 2019 г., а на все 6 лет, по которым запланирована госпрограмма. Потому что это направление – часть указа Президента, часть национального проекта по демографии. Поэтому не совсем понятно как министерство работает в рамках годовых движений. Хотя в общем, перспектива уже определена. Потому что впротивном случае нам будет сложно дать людям уверенность в реализации этой инициативы в среднесрочной реализации этой программы.

И нужно понимать, что несмотря на финансовое стимулирование, а мы активно стимулируем и финансируем вопросы рождаемости, ситуация с рождаемостью будет сложной. Такая демографическая структура, такая ситуация и это общероссийская тенденция.

Что касается старшего поколения. Один из приоритетов — поддержка тех, кто нуждается в заботе. Мы развиваем гериатрическую сеть в крае. Эти вопросы, как и многие вопросы в здравоохранении, идут не очень просто, но тем не менее, движение есть.

Развивается система социальных участковых, увеличиваются расходы на соцобслуживание. Мы с вами с этого года нарастили расходы на социальное обслуживание. Важно добиться отдачи от этих расходов.

Конечно, дело не только в этом. Всегда считалось, что ветеранов волнуют в первую очередь вопросы социального поддержки. Это распространенное заблуждение. Часто общаюсь с ветеранскими организациями, часто встречаюсь на выездах в территориях, конечно это все не так. Ветеранов волнует широкий спектр вопросов – это и активное долголетие, и здравоохранение традиционно. Причем не только гериатрия, но и все здравоохранение - от детского до стационаров. И вопросы культурной жизни — доступности театров и музеев, поездок по краю. Вообще вопросы транспортной доступности территорий. Все эти запросы мы должны отразить в программе активного долголетия, которая сейчас разрабатывается. Используя те дополнительные возможности, которые федеральный бюджет в этой сфере нам предлагает.

Спорт. За последние 2 года мы в 1,5 раза увеличили финансирование инфраструктуры шаговой доступности: школьной и дворовой.

Решили проблемы с финансированием спортивных федераций и наладили диалог с ними. Тоже было недопонимание на начальном этапе.

Поручил министерству спорта подготовить комплексный план по развитию инфраструктуры. Очевидно, что строить спортивных объектов нам надо существенно больше, равно как и реновировать.

При этом важно соизмерять мощности муниципальных объектов, которые строятся, и их дальнейшую загрузку. Зачастую сейчас новые объекты становятся камнем на шее муниципалитетов. Вы знаете, в ряде ваших муниципалитетов такие проблемы есть, когда построили крупные комплексы или ледовые дворцы, денег в результате хватает только на коммунальные расходы. А на тренеров уже не хватает. В результате, строительства доступность только сократилась. Нам это все нужно учитывать. Но там, где такие проблемы уже есть, мы муниципалитеты бросать не должны. Надо посмотреть механизм создания Академии игровых видов, детские школы и т.д. надо выносить туда будет. И соответственно, предоставлять дополнительное финансирование в рамках этой программы, либо в рамках перехода к системе детско-юношеских спортивных школ, которые останутся в спортивной системе, и мы с краевого уровня будем их поддерживать через гранты. Соответственно нам, нужно очень внимательно по этим точках отработать. А их на территории края ни мало. Чтобы все, что мы построили загружалось в режиме 24/7.

Другая наша задача — чтобы молодые спортсмены и их тренеры не уезжали из края, поэтому в 2 раза больше в проекте бюджета предлагаем заложить средств на их поддержку.

Через проведение крупных соревнований в крае пропагандируем спорт. И мы видим, как люди откликаются. Ежегодно растет число участников и в Кроссе наций, и в Лыжне России. В этом году Пермский международный марафон по числу участников обогнал аналогичные мероприятия даже у регионов-соседей. И стал из региональных марафонов, чуть ли не самый посещаемым. Более 7 тысяч участников.

Развивается тема скандинавской ходьбы. Пока там 1,5 тысячи участников, наверное, тоже надо заняться.

Могу сказать, что доля расходов на спорт в консолидированном бюджете края будет расти и дальше. Нам надо к этому быть готовым и на капитальные вложения и текущие расходы.

Туризм. Пока не является объемной строчкой бюджета. Но обращаю внимание на это направление, потому что задача развития внутреннего туризма в крае – одной из приоритетных. Поэтому вчера на заседании Правительство было принято решение создать Агентство по развитию туризма и молодежной политики. Чтобы усилить это направление. Хороший старт был дан в рамках Министерства культуры. Но поскольку и на федеральном уровне такое Агентство, отдельное направление нужно нам усилить. Поэтому дополнительное агентство с дополнительными приоритетами создали.

Запустили проект «Не сиди дома», который получил бо́льший отклик, чем мы ожидали.

Задачу на краевом уровне вижу в создании туристического потока:

1. новые туристические бренды, туристические маршруты, но через государственный заказ. Сейчас мы пилотируем проект, когда в системе социальной поддержки старшего поколения, сделали какие-то программы и дали возможность больше ездить по территории края. С тем, чтобы у нас в будние дни загружалась инфраструктура нашим заказом, а уже в выходные и праздники – ехала молодежь, ехали семьи с детьми и загружали эту инфраструктуру уже так.

2. Задача муниципалитетов – создать комфортные условия и решить элементарные задачи. Чтобы в местах присутствия туристов были стоянки для автобусов, убирался мусор, были навесы от дождя. То есть элементарные удобства. Чтобы люди, приехав в Чердынь, Кунгур или Кудымкар, захотели вернуться вновь – с друзьями, с семьями.

Дорожная сфера – наша сильная сторона на сегодня. Здесь существенно мы нарастили финансирование за эти годы (с 2016 года – в 2 раза), и компетенции.

Не буду останавливаться на конкретных объектах – вы, наверное, лучше меня знаете и перечень – и по своим округам, и в целом по краю, постоянно контролируете, обсуждаете.

В целом, стройки идут, качество работы в целом значительно лучше. Люди видят результаты и позитивно их оценивают. По данным социологии, 48% опрошенных считают, что состояние дорог улучшилось. А среди всех положительных изменений в крае 63% назвали именно ремонт дорог. Это говорит о том, что мы действительно попали в ожидания людей. Мы действительно правильно движемся.

Сейчас главное – не сбавлять обороты, сделать запас по проектам на ближайшие годы. Активнее заниматься сохранностью дорог, весогабаритным контролем, качеством содержания.

Задача следующего этапа – наладить работу общественного транспорта. Люди на встречах отмечают, что это одна из главных проблем. Когда общественный транспорт начнет работать как часы, когда у нас будут ходить нормальные автобусы, будут нормальные остановки и пересадочные пункты – повысится мобильность населения. И жители, перестанут жаловаться, что, к примеру, не могут добраться в больницу или соседний населенный пункт. Вопросы доступности медицинской помощи – это отчасти вопросы транспортной доступности.

Предстоит внедрить новую модель транспортного обслуживания. Необходимо уйти от распределения маршрутов к заказу транспортной работы. Это значит, что люди получат гарантированное расписание автобусов и проезд по разумным ценам, а подрядчики – деньги за то, что автобусы во время приезжают вовремя и находятся в нормальном состоянии.

И надо понимать, общественный транспорт – это общественная услуга. А значит не всегда выручка за билеты может покрывать затраты на транспортную работу перевозчиков. Соответственно, в этом случае нужно быть готовыми, чтобы выделять деньги из бюджета, понимая ровно в той логике, что это – общественная услуга. И это объединяет территорию края в конечном итоге.

Преобразование транспортной модели начинаем в Перми. Для этого предусмотрели средства на закупку новых трамваев и автобусов, на ремонт трамвайной сети. Но конечной задачей является именно переход к новой системе транспортного обслуживания населения.

Теперь – о планах по развитию железнодорожного транспорта. Мы на пороге принципиальных изменений.

Первое – с ноября начнут курсировать 2 новых, современных и комфортных пригородных поезда Ласточки – до Кунгура и до Верещагино. На первом этапе всем регионам активно предлагали эти Ласточки, и регионы неохотно на это шли. А после Чемпионата мира по футболу все выстроились в очередь и нам пришлось сильно двигать эту очередь, чтобы в ноябре получить эти Ласточки. Потому что в производстве находятся и не было подвижного состава, но мы договорились.

Второе – при изменении работы Горнозаводской ветки все пригородные электрички продолжат ходить. Это я отмечу, так как многие считают, что прекращение движения по Горнозаводской ветке от Перми 2 до Перми 1 – это значит отмену пригородных поездов. Ничего подобного. Все полностью сохраняется. Просто конечная станция будет Пермь 1. – до Перми 1. Для тех, кому нужно добраться до Перми 2, хотя вы знаете по статистике, только 10% имело конечной целью Пермь 2. 90% возвращалось потом в город на других маршрутах.

Тем, кому нужно будет доехать от Перми 1 до Перми 2, или в центр, вводится новый автобусный маршрут. Город уже закупил автобусы. С ноября они выйдут на трассы, автобус пройдет по центру. И проезд будет бесплатный, нужно лишь предъявить железнодорожный билет. То есть там будет система валидации, и по ЖД билетам можно будет спокойно ездить.

Моя позиция – любые изменения транспортных схем должны быть нацелены на удобство и комфорт, а не на удорожание поездок. Поэтому надо искать решения, когда все выигрывают.

Жилищная политика. С этого года в крае возобновлено финансирование программы по ликвидации аварийного жилья. В следующие 3 года направляем на эти цели по миллиарду рублей в год. Это позволит нам ликвидировать более 100 тысяч кв.м. Это позволит нам нарастить темпы ликвидации аварийного жилья, переселения людей.

Надо сказать, что реализации Указа Президента в рамках национального проекта планируется значительно расширить эту программу в ближайшие 6 лет. На 2019 год Минстрой России обещает нам дополнительно 2 млрд. выделить. Конечно, для нас это большое подспорье. А вообще стоит задача и по финансам и по проектировкам, выделены деньги в целом на решение проблемы ветхого и аварийного жилья, которое было таким признано по состоянию на 1 января 2017 г. Мы понимаем, что для края это очень важно. Так как у нас 7% аварийного жилья по стране находится в Пермском крае. Поэтому для нас крайне важно решение этой проблемы.

Что здесь важно? Важно то, что мы раньше начали. Начали уже в этом году, не стали дожидаться. Мы создали базу проектов, соответственно мы можем сразу вступить в эту программу с большой скоростью и быстро начать ее реализовывать. Считаю, что здесь мы правильно все делаем. Но нам крайне важно до конца быть уверенными, что не будут допущены ошибки, которые были допущены ранее, при переселении из ветхого и аварийного жилья. Вы знаете, что в ряде ситуаций жилье мягко говоря не того качества, которое необходимо. Сейчас много вопросов находится и на контроле правоохранительных органов по этой теме.

Нам важно, чтобы этих ошибок не допустить. И в том числе там ошибки были скажем так – вынужденные. Но если мы даем деньги на расселение по 17 000 за кв.м., мы, наверное, не вправе ожидать, что это будет хорошее и качественное жилье. Поэтому нам нужно изменить систему, лучше финансировать. Ну и больше требовать. Сейчас Минстрой готовит эти предложения. Коллеги, я думаю, мы должны с вами в ноябре – декабре собраться и очень внимательно их посмотреть, учитывая то, что вы сталкиваетесь зачастую с недовольством жителей, когда эти ошибки все происходят.

Большое внимание стали уделять людям, которые стали жертвами недобросовестных застройщиков. На конкретных примерах видим, что региональный закон, который вместе с вами принимали и разрабатывали, работает. Дом на ул.Челюскинцев уже вошел в стройку, по объекту на ул Толмачева идет проектирование. До конца октября, то есть в ближайшие буквально дни, должен быть заключен договор на проектирование домов Первого пермского микрорайона. А всего по этому механизму выходят на достройку еще 5 объектов.

В целом, благодаря совместным усилиям с правоохранительными органами, с прокуратурой, за последние 2 года 8 проблемных объектов сданы, еще 1 должен быть сдан до конца этого года. Более 1.100 семей въехали в свои квартиры. На социальные выплаты по нашему закону на ближайшие 3 года заложен – почти 1 млрд рублей. Это значит, что те объекты, которые еще пойдут в этот механизм, люди получат средства, люди могут быть уверены.

О капремонте жилых домов. За последние 1,5 года в разы увеличили объемы работ. Но люди ждут от нас бо́льшего и требуется значительно большее.

Поэтому формируем перечень домов на ближайшую трехлетку – уже по результатам комплексного обследования. Главное: работы по всем этим домам должны начаться одновременно. Это должны сделать в некотором смысле избыток проектов и избыток домов, для того чтобы каждая копейка, которую заплатили люди, у нас сразу шла в дело. Сегодня мы переосмыслили всю ситуацию, в том числе и при поддержке прокуратуры. Коллеги очень детально погрузились в эту тему. Мы сейчас готовим большой план, параллельно ведутся обследования, подготовки и т.д. И будем наращивать темпы.

Отдельно отмечу другую важную задачу — ремонт лифтово́го оборудования. До конца 2020 года нам предстоит заменить более 1.000 ли́фтов в 374 домах. На сегодня сделали почти половину. В Соликамске вопрос удалось закрыть полностью, на очереди – Березники и Кунгур. Несмотря на то, что у нас есть проблемная ситуация с крупным аукционом, где разыгрывались еще 100 объектов. Мы работу над ошибками сейчас проведем, снова его объявим. Там будет разыгрываться еще 100 объектов. Поэтому возобновим эти работы в ближайшее время.

Существенно продвигаемся в вопросах газификации. По итогам прошлого года и работы года текущего планируем газифицировать порядка 11.000 домов (это – с учетом тех заявок которые уже сегодня есть). Это мы, наверное, на процента 1,5% уровень газификации в крае подняли только за это время.

Договорились с Газпромом об увеличении финансирования строительства газопрово́дов. Заложили дополнительные средства и в краевом бюджете.

При этом, коллеги, учитывая то увеличение, которое нам подтверждает сейчас Газпром, если действительно на ближайшие 2 года 1,5 млрд. рублей они будут вкладывать, нам надо очень серьезно посмотреть. Потому то наше отставание по программам синхронизации при таких вложениях со стороны Газпрома, мы его не сократим. Даже при условии, что мы выделяем дополнительные средства, мы его только увеличим. Поэтому не исключаю, что нам придется к этому вопросу возвращаться.

Но все эти наши договоренности и работы с Газпромом благодаря тому, что переломили ситуацию с долгами за газ. Потому что отсутствие задолженности – это и вопросы газификации, и своевременный запуск тепла в осенне-зимний период. И вопросы газификации.

Рассчитываю, что вновь созданное Министерство ЖКХ совместно с прокуратурой и дальше будет крайне жестко контролировать этот вопрос. Потому что снижение задолженности – это наша совместная работа, без этого мы бы такой динамики не добились.

С января следующего года мы вынуждены перейти на новую схему сбора, вывоза и утилизации коммунальных отходов. Именно вынуждены. Теперь и жители, и бизнес будут платить за эту услугу не как за жилищную, а как за коммунальную. Так же – как за газ, воду, электричество.

Этим вопросом в крае будет заниматься единый региональный оператор. И то, что им стало государственное предприятие (при вашей поддержке, коллеги) – считаю правильным решением.

Но в процессе перехода важно не допустить неконтролируемого роста цен на услугу, обеспечить стабильность в этой сфере. Двигаться очень аккуратно, учитывая весь негативный опыт, который в изобилии накопленный другими территориями. Тема чувствительная и требует внимательной совместной работы.

«Комфортная городская среда». Много удалось сделать за последние 2 года

Жители позитивно относятся к проекту – в этом году муниципальных образований участвует в 2,5 раза больше. Вместе с федеральными средствами, которые гарантированы на ближайшие годы, приведем в порядок не менее 1,2 тысячи дворов, 300 общественных территорий и 9 парков. Но видим, – не все территории с этим справляются. Поэтому надо нам здесь наращивать компетенции в этих территориях и улучшать и качество проектов благоустройства.

К вопросам благоустройства в крае подходим комплексно: смогли увеличить финансирование и по другим программам. В результате всего на благоустройство в 2019 году направим почти 1,3 млрд.

Отдельно несколько слов про министерство ЖКХ. Вчера приняли решение разделить Региональную службу по тарифам на два самостоятельных блока. Будет Министерство тарифной политики и энергетики и Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Антон Вадимович Удальев в качестве зампреда продолжить курировать оба этих министерства. Но работы очень много, поэтому нужны самостоятельные центры, точки для взаимодействия с федерацией и муниципалитетами.

Пост министра жилищно-коммунального хозяйства я предложил вашему коллеге Шицыну Александру Борисовичу. Александр Борисович согласился. Поэтому рассчитываю, что вы и дальше ему будете оказывать поддержку. Работа сложная. Основная задача сейчас стоит - подписать быстрее распоряжение, пока Александр Борисович не передумал. Все мы понимаем, что это не Министерство финансов, тут все посложнее. При всем уважении к Министерству финансов.

Коллеги, идем дальше

Сельское хозяйство. В крае сформирована стабильная система финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей. Всего на трехлетнюю перспективу в бюджете предусмотрено 6,7 млрд рублей.

Основная здесь задача – дальнейшая реализация инвестпроектов. Будем продолжать растить своих крупных производителей, которые могли бы потянуть за собой отрасль.

Оставляем все механизмы поддержки. Кстати, год очень неплохой по всем показателям. Поэтому можно коллег поздравить, это все благодаря их труду.

И впервые планируем направить средства на освоение неиспользуемых земель – в 3-летнем периоде заложили на эти цели 150 млн рублей. Напомню, что у нас задача возвращения земель в сельскохозяйственный оборот, которые «выпали» когда-то, — одна из приоритетных. Рассчитываем за счет этой меры 25 тысяч гектаров вернуть.

Мы работаем над тем, чтобы стать лидером цифровой экономики. В том числе за счет преобразований в здравоохранении, образовании, ЖКХ, сфере государственных услуг. Поэтому в разы увеличили бюджет на эти цели, но понимая, коллеги. Что это не финансирование некой абстрактной экономики, абстрактной информатизации, — это вложения в те же услуги. В первую очередь в те же социальные услуги – в их качество и доступность.

Это и вопросы приобретения компьютеров, и подключения к интернету объектов социальной инфраструктуры и малонаселенных пунктов.

Конечная цель – это более эффективное, конкурентоспособное удобное и комфортное предоставление социальных услуг.

Безопасность. В следующем году на эти цели направляем более 1,7 млрд рублей. Будем и дальше помогать противопожарной службе, правоохранительным органам, органам полиции. Укреплять материально-техническую базу, пополнять автопарки и помогать приобретать им специальное оборудование.

Еще раз подчеркну, считаю, вопросы обеспечения безопасности – это совместная задача и федеральной, и краевой, и муниципальной властей.

Развитие территорий. С 2016 года мы значительно – в 1,5 раза –нарастили объем средств для муниципалитетов. Это дополнительные ресурсы на ремонты и строительство садиков, школ, на приведение дорог в нормативное состояние, расселение аварийного жилья.

Но увеличив финансирование, мы ждем от муниципалитетов бездефицитных бюджетов. Мы понимаем, что что весь дефицит мы забираем на региональный уровень и если мы допустим двойной дефицит, краевого и местных бюджетов, мы с вами ситуацию не удержим. Поэтому здесь надо жестко относится.

Подробно останавливался на процессах консолидации территорий во время майского выступления.

Объединительные процессы в крае идут, средства на поддержку созданных городских округов – в бюджете предусмотрены. Теперь задача –сформировать эффективные программы развития территорий. Чтобы деньги, которые были сэкономлены в результате консолидации и дополнительные средства из бюджета края, ушли в дело – на решение местных вопросов и проблем. Чтобы в каждом населенном пункте люди почувствовали улучшения, почувствовали, что что-то сделано. На это, кстати, нацелены и другие краевые программы.

Консолидация муниципальных образований решает проблему избыточного управленческого аппарата не только в районных администрациях, но и в бюджетных учреждениях. Когда существуют дома культуры в качестве отдельных бюджетных учреждений, где работают по 3-4 человека, мы понимаем, что финансируем не услуги культуры, а управленцев.

В вопросах внутренней эффективности нет популизма, идеологии, политики. Это стремление достичь эффективности управления через сокращение издержек. Прагматично добиваемся, чтобы каждый рубль шел в дело, в конечный результат. А это – получение жителями края качественной государственной или социальной услуги. Будь то медицинская помощь, образование, возможность бесплатно заниматься спортом, ездить по хорошим дорогам и многое другое.

Эффективность управления повышаем и за счет совершенствования закупочной деятельности. В крае автоматизированы и стандартизированы процессы закупок на всех этапах, по многим позициям уже сформирована типовая документация, и мы приближаемся к тому, что у нас специалисты ничего уже в документации, которая утверждена поменять не смогут. Это очень важно, и это позволяет нам кратно повысить совместные торги бюджетных учреждений. Когда есть типовая документация собирается пул бюджетных учреждений, они объединяются, и объявляются торги. Мы с 1 июля механизм «обкатываем», существенно продвинулись. И в общем он реализуется уже по всему краю.

В результате: за последние 2 года повысилось среднее количество участников закупок. Если в 2017 году на закупку было 2,5, то сейчас – 2,85. Это существенное увеличение за у год. И только за текущий год сэкономили 1,8 млрд рублей на всех этапах реализации государственных закупок.

Механизмы отработали на региональных закупках. И со следующего года будем переносить этот опыт на муниципальный уровень. Все муниципалитеты переходят и на единое пространство закупок и на единое финансовое пространство. Минфин большую работу здесь проделал.

Идет централизация бухгалтерии, внедряется единое программное обеспечение. С 2021 года все учреждения в крае должны работать в единой системе. Это позволит обеспечить единство учета. Мы сможем знать экономику не просто больницы. Мы сможем дойти до экономики каждого отделения, каждой операции и будем понимать, где и что эффективно делается, почему делается не эффективно и так далее. Это позволит высвободить более 160 млн ежегодно и оставить эти деньги в социальных отраслях – на повышение зарплат, на ремонты и другие их нужды.

Уважаемые коллеги. Вы знаете, последние годы край сталкивался с недоинвестированием. Это проявлялось и в очередях в детские сады, и в существовании требующих обновления школ, больниц и поликлиник. В сжатые сроки мы смогли существенно нарастить объемы строительства объектов социальной и общественной инфраструктуры.

Если в 2016 году инвестпрограмма составлял 1,2 млрд, было введено 5 объектов и строилось 11. То в 2018 году освоение инвестпрограммы – это уже больше 4 млрд рублей: введем на конец года 13 объектов, и еще 38 – будут строить.

Теперь, когда усилили и Управление капитального строительства, создали на его базе проектный отдел, пересмотрели работу инспекции стройнадзора и существенно усилили эту организацию, можем и должны двигаться дальше. Строить больше, и браться за более сложные проекты.

На трехлетнюю программу предусмотрели почти 22 млрд рублей. А это значит, что нам еще в 1,5 раза придется нарастить темпы строительства.

Коллеги, вернемся к основным параметрам бюджета.

Представленный проект бюджета в 2019 году предполагает дефицит. Но как мы понимаем: это дефицит – бумажный. Когда мы в бюджет закладываем какие-то резервы, особенно по социальным статьям. По факту дефицит ожидается значительно ниже, но тем не менее – дефицит.

Когда мы с вами строили бюджет 2018 года, мы тоже обсуждали этот вопрос: идти на дефицит или не идти. Оказалось это абсолютно правильным решением, потому что та оценка реального дефицита – 3,8 млрд рублей, — это оценка месячной-двухмесячной давности. Сейчас к нам придут дополнительные дотации из федерального бюджета. Очевидно, к концу года будут обстоять лучше дела с поступлениями от крупнейшими налогоплательщиками, тут и цены на сырье идут на в «плюс». Думаю, что дефицит бюджета на конец года будет существенно ниже, и мы находимся в безопасной зоне.

Такая же развилка появилась у нас при обсуждении бюджета на 2019-21 годы. Что нам делать: делать бездефицитный бюджет? Но это значило бы сокращение наших инвестиционных программ. Это значило бы, что тот маховик, который мы раскручиваем, нам бы пришло приостановить, что-то отложить. Думаю, что это было бы неправильно.

Мы консультировались с вами и пришли к единому мнению – нулевой дефицит не должен быть самоцелью. Важнее сохранить темпы развития.

В целом те проектировки и те цифры, которые мы с вами сейчас видим, говорят о том, что по уровню государственного долга мы не выйдем за рамки 2016 года – при самом худшем сценарии. Я думаю, что худшего не будет, потому что макроэкономика весьма позитивна.

Поэтому, коллеги, тот бюджет. Который представлен сегодня, это крепкий бюджет. Он позволит нам развиваться, позволит нам реализовать те программы, которые мы давно обещали жителям.

С моей точки зрения он является крепким финансово-экономическим документом, который реализует политические задачи, которые перед нами стоят.

Рассчитываю, что вы поддержите эти решения.